Владимир Каданников вслед за Олегом Дерипаской тоже захотел иметь свой собственный автохолдинг. Главный вазовец уже решил, что помимо АвтоВАЗа в него войдут "Ижмаш" и "ТагАЗ". Самые неудачливые автозаводы России наверняка помогут "Жигулям" избавиться от проблем с качеством.
Как считает Владимир Каданников, к 2005 году холдинг, который возглавит АвтоВАЗ, будет производить 1,4 млн машин в год и покроет все потребности российских граждан в "качественных автомобилях, отвечающих современным требованиям экологической безопасности". Для того чтобы достичь этих благих целей, Каданников считает необходимым создание в России на базе АвтоВАЗа – крупнейшего из постосоветских автозаводов – объединения, на производственных мощностях которого и можно будет достичь необходимого объема производства. По словам Каданникова, в вазовский альянс в ближайшем будущем будут привлечены "Ижмаш" – завод, который последние несколько лет, забыв о прибыли и развитии, борется исключительно за выживание,– и Таганрогский автомобильный завод, производство на котором после довольно бодрого начала было напрочь подорвано августовским кризисом.
Понятно, что таких убогих партнеров Каданников выбрал не от хорошей жизни. Добровольно пойти на кооперацию с таким гигантом, как АвтоВАЗ, для любого российского автозавода равносильно полному поглощению тольяттинскими структурами – а самостоятельности хочется каждому. В то же время больших средств для того, чтобы скупать автопредприятия, как это последнее время делает "Сибал", у Каданникова нет. Поэтому Волжский автозавод и решил ориентироваться на самых слабых автопроизводителей. Другой вопрос, какой же от такого сотрудничества получится "отвечающий всем современным требованиям" автомобиль.
Это будет явно не нынешняя ижевская продукция и не Skoda, которую там собирались, но так и не собрались делать. Не секрет, что "Ижмаш" уже давно находится в зависимости от ВАЗа – достаточно вспомнить историю, когда по настоянию Тольятти из Ижевска "ушли" чехов, чтобы расширить там производство "шестерок", которому стало тесно. Фактически ижевский завод давно находится под контролем организованной АвтоВАЗом группы "СОК", в которую помимо двух автопроизводителей входят многочисленные поставщики комплектующих. Поэтому, несмотря на заявления руководителей "Ижмаша" о собственной самостоятельности и "полноценности" (в сегодняшнем интервью "Ведомостям", например, директор завода не стал подтверждать создание альянса), нет больших сомнений в том, что "Ижмаш" при необходимости безропотно "ляжет" под АвтоВАЗ.
С "ТагАзом" ситуация немного иная – прямых контактов у азовцев с вазовцами, по всей видимости, пока что нет – по крайней мере, на ВАЗе об этом ничего не знают. И тем не менее в Таганроге от предложения Каданникова, если оно поступит, вряд ли смогут отказаться – завод, рассчитанный на производство 120 000 автомобилей в год, сейчас практически стоит. И опять же ТагАЗ едва ли сможет сам предложить какую-нибудь модель для производства. Сборке Daewoo ничего не светит из-за финансовых проблем корейской фирмы и отсутствии спроса на модельный ряд, самая дешевая машина в котором (автомобиль малого класса "Ассоль") стоит больше $8 тыс. В Таганроге, правда, сейчас идут разговоры о возможном налаживании производства теперь уже "Фордов" – но идут очень уж вяло. Поэтому – если, конечно, в ближайшее время "ТагАзу" не поступит встречное предложения от "Сибала" – АвтоВАЗ и в приморские степи придет без труда. И в результате недокрашенные, недокрученные, недоукомплектованные "Жигули" начнут производить по всей стране. Возможно, среди моделей холдинга появится и "Калина" – но дело не в модели, а в качестве сборки.
Интересно, что еще одним партнером суперхолдинга АвтоВАЗ неявно называет государство. Если проект холдинга будет воплощен в жизнь, то государственного участия – по крайней мере, так предполагает Каданников – там будет больше чем достаточно. Общую стоимость реализации своих имперских идей ВАЗ оценивает в $1,3 млрд.
$500 млн автозавод, по словам своего руководителя, найдет сам – а вот оставшиеся $800 придется брать в долг. Иностранная помощь в данном случае исключена: никто не согласится давать деньги, не получая власти. Остается местная, государственная. Впрочем, не очень понятно, где АвтоВАЗ собирается найти "имеющиеся" у него $500 млн – еще совсем недавно автозавод жаловался, что у него нет даже необходимых для реализации совместного с GM проекта по производству новых "Нив" $100 млн.
Газета.RU