Недавно на совещании у вице-премьера Ильи Клебанова обсуждались вопросы состояния дел и перспективы отечественного автомобилестроения. По имеющейся информации, на 19 апреля намечено очередное совещание по этому вопросу. По просьбе "Века" ситуацию комментирует председатель совета директоров АО "АвтоВАЗ" Владимир КАДАННИКОВ.
- Владимир Васильевич, какие, на ваш взгляд, проблемы отрасли являются наиболее существенными?
- Прежде всего это общее состояние имеющегося в стране парка автомобилей. Из порядка 19 миллионов легковых автомашин 48% имеют срок эксплуатации свыше десяти лет. Еще 22% имеют срок эксплуатации от пяти до десяти лет. Иными словами, парк очень старый. В последние несколько лет в страну ввозилось 250-350 тысяч подержанных иномарок ежегодно. Этот факт несет достаточно много отрицательных моментов: такие автомобили дороги в эксплуатации, нельзя гарантировать их безопасность на дорогах, нельзя сказать, что они отвечают современным экологическим нормам. Ну и в конце концов это деньги, которые "уходят" из России. В то же время из 1,260 млн. автомобилей, проданных в прошлом году в России, только 930 тысяч машин были собственного производства. Люди просто вынуждены покупать иномарки. А поскольку доходы у наших граждан более чем скромные, они покупают подержанные машины. Каков вывод? Необходимо увеличить производство отечественных легковых автомобилей настолько, чтобы удовлетворить спрос.
Другой момент. Почти все автомобили, выпускаемые в стране, относятся к среднему классу машин - "C". В самом маленьком классе - "A" - у нас производится только "Ока". Где-то 50 тысяч в год. В классе "B" (типа "Рено Клио" или "Опель Корса") у нас совсем нет автомобилей. В классе "D" - только "Москвич" с известным качеством и в недостаточном количестве, а в классе "E" - только "Волга". И ее тоже мало. Необходимо расширить спектр предлагаемых автомобилей.
Все это - база для обсуждения, которое вице-премьер наметил продолжить 19 апреля.
- В свое время автомобилестроение в США "вытащило" из кризиса как промышленность, так и всю экономику в целом. Способен ли на подобное отечественный автопром?
- Тезис, что "автомобиль вытащил Америку", стал в определенном смысле расхожим понятием. В принципе в любой стране на одного работающего в автомобилестроении приходится 6-7 рабочих мест в смежных областях. А они в свою очередь обеспечивают занятость еще около 12 человек.
Да, выпуск автомобилей "вытягивает" многие отрасли. Достаточно вспомнить, что у нас в стране, скажем - на ВАЗе, при постановке на поток переднеприводных автомобилей было освоено производство только новых материалов около 1,5 тысячи наименований. То есть можно утверждать, что российское автомобилестроение способно поддержать промышленность страны.
- Реально ли через 4-5 лет выпускать на "АвтоВАЗе" более 1 миллиона автомобилей?
- Если принять определенные меры, то к 2006 году реально довести производство до 1 миллиона. Но я полагаю, что следует учитывать возможности не только ВАЗа. В России сегодня "гуляет" значительное количество мощностей. Например, почти не используются мощности Ижевского автомобильного завода, где можно было бы выпускать в год до 250 тысяч автомобилей, а выпускается только несколько десятков тысяч. Интересны возможности Таганрогского автомобильного завода, где осуществляли сборку корейских автомобилей. Сейчас завод простаивает, но там есть окраска, сварка, возможности сборки 120 тысяч автомобилей в год. В это производство вложено более 300 млн. долларов. Этот завод надо использовать обязательно.
Таким образом, увеличить производство возможно. Надо только разработать новые модели, двигатель.
- В каком состоянии находится сейчас проект "Шевроле-Нива", когда этот автомобиль будет запущен в серийное производство?
- Сегодня мы - на стадии оформления необходимых документов для регистрации. А сама работа по постановке автомобиля на производство не прекращалась, она идет полным ходом. До конца апреля, я думаю, все бумаги по созданию совместного предприятия в основном будут согласованы. Мы поставили себе планку до 18 мая полностью завершить все бумажные дела. Начало массового производства планируем на сентябрь 2002 года.
Беседовал Константин ПЕТРОВ
12 апреля 2001 г.
По материалам газеты "ВЕК" № 15, 13-20 Апрель, 2001 г., полоса № 07
01.12.2008 09:30:23