Сегодня Минпромнауки занялось предсказанием будущего. Согласно прогнозам, к 2005 году большинство россиян будет ездить на автомобилях за 10 тысяч долларов.
Доклад, подготовленный Министерством промышленности, науки и технологии для конференции "Российский автопром. Процессы глобализации. Тенденции и перспективы", был обнародован сегодня. Специалисты Минпромнауки говорили о весьма недалеком будущем – максимум до 2010 года. Прежде всего их интересовал вопрос о количестве авто в России. В этом году отечественные заводы выпустят 1 млн 57 тыс. легковушек, что на 78,7 тыс. штук больше, чем в 2000 году. Но это только начало. К 2005 году, считают ученые, наши заводы будут успешно реализовывать уже порядка 1,5–1,6 млн штук, а к 2010 – приблизятся к 2,2–2,5 млн. Вместе с объемами производства, понятное дело, будет расти и российский автопарк. В 2005 году он будет составлять уже не менее 24–26 млн машин, а в 2010 увеличится до 33 млн. Сейчас, для сравнения, количество легковушек в России едва превышает 19 млн, так что крупным городам, по мнению ученых, надо в срочном порядке начинать готовиться к "автомобильной перенасыщенности" и многочасовым пробкам, какие можно увидеть сейчас разве что в Париже.
Автомобильный парк России изменится не только количественно, но и качественно. Основу рынка будут составлять автомобили класса В, или, выражаясь более понятным языком, машины малого класса.
Им ученые отдали до 40% автопарка. Сейчас в России в этот класс попадает "Таврия", но ученые, очевидно, спрогнозировали его будущую популярность не из-за этого. Все дело в том, что долгожданная вазовская "Калина" также подходит малому классу, и ученые, видно, решили вслед за АвтоВАЗом не ставить под сомнение коммерческий успех машины, которая уже несколько лет "выступает на различных автосалонах" в качестве "перспективной новинки".
На втором месте по популярности у россиян в 2005 году будет стоять гольф-класс, который сейчас является первым (в России под этим гордым названием скрывается спектр машин от "девятки" до всей вазовской классики). Этому классу будут принадлежать до 14–15% автопарка. Среднему же классу, т. е. нынешней "Волге" и разрабатываемому на ВАЗе ее "конкуренту", отвели всего 13%.
Более интересны прогнозы по поводу цен российских автомобилей. В настоящий момент до 90% рынка занимают автомобили стоимостью 5–6 тысяч долларов.
Но, принимая во внимание обещанное повышение пошлин, после которого российские заводы мало что будет сдерживать в вопросах ценообразования, специалисты Минэкономразвития заявили, что уже через 7–8 лет до 60% российских автомобилистов будут разъезжать на машинах ценой не менее 10 тысяч долларов.
Причем это явно будут не иномарки, в отношении которых Минэкономразвития даже и не думает скрывать своего пессимизма.
Если учесть, что в Россию в 2000 году ввезли 112,6 тысячи иномарок, а в текущем году, по предварительной оценке ГТК, их количество может превысить 140 тысяч, то будущее, нарисованное учеными, для "не наших" машин выглядит весьма и весьма скромным. После принятия пошлин, по мнению Минпромнауки, желание ввозить иномарки у россиян практически исчезнет, поэтому в 2005 году новых и подержанных машин в страну импортируют всего порядка 200 тысяч штук, а к 2010 году эта цифра вырастет до 500 тысяч машин ежегодно. На фоне общего увеличения автопарка их доля станет практически незаметной…
Перспективы у российских "…АЗов", таким образом, самые радужные. Чтобы сказка стала былью, ученые рекомендуют им в срочном порядке "пройти реконструкцию, опирающуюся на точечную модернизацию действующих промышленных мощностей". Это позволит им изжить свой главный недостаток – "физический и моральный износ основных средств производства и, как следствие, продукции". После чего вся страна с радостью кинется сметать новые "Калины" и старые "девятки" по цене 10 тысяч долларов, которые, несмотря на модернизацию, все равно будут пригодны только для внутреннего рынка. Кстати, спецы Минпромнауки не стали предсказывать перспективы экспорта легковушек. Наверное, оставив это дело фантастам.
Газета.ру 5.12.01 г.
01.12.2008 09:30:23