Подержанных иномарок
Импортные пошлины на подержанные иномарки останутся прежними как минимум до весны. А для того чтобы они вообще были повышены, российскому автопрому еще предстоит доказать правительству свою способность выпускать качественные машины. Так решил премьер Михаил Касьянов, который не стал визировать уже готовый проект постановления об увеличении пошлин.
Обычно премьер соглашается с рекомендациями правительственной Комиссии по защитным мерам во внешней торговле. Но, посовещавшись с министром экономического развития Германом Грефом и вице-премьером, главой Минпрома Ильей Клебановым, премьер отступил от этой практики. Инициатором совещания был сам Касьянов. Ему явно не хочется брать на себя ответственность за принятое комиссией в самом начале января непопулярное решение повысить в 2,5 - 3 раза пошлины на ввоз автомобилей старше 7 лет и на 10% - на импорт 3 - 5-летних иномарок.
"При принятии решения, затрагивающего интересы миллионов потребителей, правительство должно исходить из общегосударственных приоритетов, а не из отраслевых или ведомственных интересов", - пояснил "Ведомостям" замруководителя аппарата правительства Алексей Волин. Он напоминает, что в прошлом году в России было выпущено около 1 млн автомобилей и спрос на машины на 40% удовлетворялся за счет импорта, причем подержанных автомобилей было ввезено 600 000, а новых - только 80 000.
Инициатором повышения пошлин было Минпромнауки, внявшее доводам автопромовских лоббистов. Те упирали на неэкологичность старых машин, хотя было ясно, что волнует их в основном конкуренция. Надо сказать, что и импортеры новых иномарок в последнее время лоббировали повышение таможенных ставок на секонд-хэнд - подержанные авто престижных марок вполне конкурентоспособны с новыми машинами среднего класса.
До сих пор чиновники Минэкономразвития лишь пытались сделать так, чтобы рост пошлин был минимальным. О том, чтобы не повышать их вовсе, речи не было. Да и после вмешательства Касьянова нельзя уверенно утверждать, что старые иномарки в этом году не подорожают. Глава Минэкономразвития Герман Греф вчера заявил, что Касьянов поручил профильным ведомствам подготовить комплекс "мер тарифного и нетарифного регулирования в автопроме". В частности, сказал Греф, предложения о повышении пошлин на иномарки старше семи лет будут доработаны и представлены в правительство в течение двух-трех недель. По словам источника в ведомстве Грефа, поработать есть над чем: в предложениях комиссии "нет никакой логики". "По мере увеличения литража пошлина поднимается то на 250% , то на 300% , то вдруг на 220% ", - говорит чиновник.
В любом случае временную передышку импортеры и покупатели подержанных машин получили. По словам Волина, в очередной раз пошлины скорее всего будут обсуждаться только весной этого года в увязке с концепцией развития отечественного автопрома (заседание правительства по этому вопросу должно состояться 21 марта).
"Думаю, Касьянов изберет здесь тот же подход, что и в отношении инвестпрограмм естественных монополий: чтобы что-то получить, автопроизводителям надо будет сначала объяснить, на что они собираются тратить деньги, как развивать модельный ряд и какие шаги для этого ими уже предприняты", - говорит Волин.
Если это действительно так, руководители российских автозаводов могут остаться ни с чем: им нечем порадовать премьера. "У ГАЗа нет никакой конкретики в отношении их инвестиционной программы на этот год, а ВАЗ по-прежнему говорит про свою "Калину", но она все так же остается проектом будущего, а не нынешнего года", - замечает аналитик UFG Юлия Жданова.
В связи с этим понятно элегически-философское настроение автолоббистов, боровшихся за высокие пошлины на секонд-хэнд всю вторую половину прошлого года. "Если бы пошлины ввели хотя бы сроком на девять месяцев, это уже был бы для нас глоток воздуха, но, с другой стороны, серьезная и единая стратегия автопрому тоже нужна", - сказал вчера "Ведомостям" представитель по связям с общественностью холдинга "Руспромавто" Владимир Зеленцов.
Зоя Каика
Ведомости
18 января 2002