Поехали!
Вчера в Тольятти с заводского конвейера совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ" сошла первая Chevrolet-Niva. Продажи новой машины в Самаре начнутся через месяц, но до московских автосалонов автомобиль доберется лишь к концу года.
Генеральное соглашение о создании совместного предприятия "GM-АвтоВАЗ" было подписано АО "АвтоВАЗ", General Motors и Европейским банком реконструкции и развития летом прошлого года. "АвтоВАЗу" и General Motors принадлежит по 41,5% акций СП, ЕБРР - 17%. Общая сумма вложений в проект по выпуску автомобилей Chevrolet-Niva превышает $330 млн. Стоимость автомобиля в базовой комплектации будет в районе $8000. В 2002 г. планируется выпустить около 500 автомашин, в 2003 г. - 35 000, в 2004 г. - 60 000, а в 2005 г. , когда предприятие выйдет на полную мощность, - 75 000. Начиная со следующего года примерно 50% всех собранных автомобилей будет экспортироваться. На экспортную модификацию Chevrolet-Niva планируется устанавливать двигатель и коробку передач Opel.
По словам Николая Раскова, начальника московского управления региональных поставок "АвтоВАЗа", пока с территории нового завода продавцам не отгружен ни один автомобиль. "Никто еще на нем не ездил, но я могу заявить, что это будет автомобиль американского качества, совсем не похожий на то, что сейчас бегает по Москве", - говорит Расков. По Москве пока бегают всего несколько машин, являвшихся прототипом российско-американского изделия. Автомобили марки ВАЗ-2123 (на базе которых и сделан Chevrolet-Niva) выпускались на опытно-промышленном производстве "АвтоВАЗа" без участия американцев. В Москву их попало не более 14 штук, а после подписания договора о создании СП "АвтоВАЗ" эти машины больше не продавал, добавляет Расков. Один из таких автомобилей до сих пор можно купить у Автомобильной торговой компании за $12 500.
По словам одного из дилеров, пожелавшего остаться неназванным, ВАЗ-2123 был очень "сырым". "В салоне постоянно что-то отваливалось, машина плохо управлялась, а на скорости более 110 км/ч у нее гудел редуктор - типичная "болезнь" автомобилей "Нива", - говорит он. Этот автомобиль был приобретен салоном за $12 000, но на самом деле за него не стоило платить и $5000, говорят продавцы.
Елена Сахнова, аналитик Объединенной финансовой группы, считает, что проблем со сбытом Chevrolet-Niva не будет, если производители смогут доказать, что это принципиально новый автомобиль с точки зрения качества. Тогда продавать в год около 37 000 автомобилей по цене $8000 будет просто, добавляет она. Примерно за эти деньги сейчас можно приобрести только Daewoo Nexia в базовой комплектации, от которой Chevrolet-Niva выгодно отличает повышенная проходимость. Андрей Кормилицын, аналитик "Тройки Диалог ", также считает, что новый автомобиль будет пользоваться спросом в России.
Источник, знакомый с системой сбыта автозавода, сказал "Ведомостям", что большой интерес к продаже нового автомобиля проявляют московские дилеры "Элекс Полюс" и Автомобильная торговая компания, а в Северной столице - "Питер Лада". "Стать дилером Chevrolet-Niva престижно, дилеры будут биться за это право", - добавляет он. В то же время дилеры "АвтоВАЗа" могут совсем не получить лакомого куска: с продажами Chevrolet-Niva может справиться сеть официальных дилеров компании General Motors. Московские салоны, торгующие автомобилями марок GM, в августе инспектировались представителями СП "GM-АвтоВАЗ". Как сообщил "Ведомостям" сотрудник одной из компаний - дилеров GM, проверялись организация фирменного сервиса, количество обслуживающего персонала, общая площадь выставочных залов. В автосалоне "Сити Автоцентр" "Ведомостям" заявили, что компания займется продажей автомобилей Chevrolet-Niva, как только завод начнет их отгружать. "Мы уже имеем дилерские соглашения на продажу автомобилей марки Chevrolet, а значит, можем продавать и продукцию СП", - говорят в автосалоне. Игорь Лисютин, генеральный директор "Элекс Полюс", считает, что СП будет использовать дилерские сети обоих партнеров проекта.
Сегодня презентация нового внедорожника состоится в автосалоне "Инком-центр" в Тольятти, а официальные продажи машины начнутся через месяц и только в самарском регионе. Как сказал "Ведомостям" Николай Расков, такое ограничение нужно, чтобы завод мог оперативно выявлять и устранять возможные неисправности новых автомобилей.
Александр Гришин, Ведомости
24 сентября 2002