С момента введения спецпошлины на отдельную часть ВАЗов прошло уже три месяца. 8 декабря срок действия спецмер закончится. Любопытно, как изменилась структура рынка после подорожания ВАЗов и что все-таки предпочел потребитель.
Самое интересное то, что полностью воспользоваться ситуацией на рынке не смог никто. Спрос так и остался неудовлетворенным, и тысячи покупателей были вынуждены откладывать покупку авто до лучших времен.
Сейчас уже ясно, что наиболее пострадало "десятое" семейство ВАЗв, которое в Украине не выпускается. Ситуация с "классикой" и Самарой, конечно, далека от показателей середины года, но критичной ее назвать нельзя. Автомобили в продаже были и их ценовой рост был не столь значительным. Розничные цены на "десятки" взлетели до 25%, что моментально отразилось на рынке. Но все-равно эти машины не перестали покупать.
Если в июле "десятки" занимали 51% рынка в конкурентной группе, куда относятся Daewoo Lanos, Sens, Kia Rio, Skoda Fabia, Dacia, то уже в сентябре этот показатель упал до 18%. В октябре продажи "десяток" оживились и они смогли занять 31% рынка. Но это фактический результат.
Что же в этот момент происходило с потребительскими предпочтениями. Отчаявшийся потребитель, окончательно махнув рукой на подорожавший ВАЗ, решил поискать себе машину у конкурентов. Первое, куда он обратился – это автосалона Daewoo. Но и тут смогли себе найти машину лишь 5-20% отвергнувших ВАЗ, больше просто не было в наличии. А те, кто захотел Daewoo Sens вообще были вынуждены разочароваться – эта модель продавалась только под заказ. В итоге, 23% уже в сентябре решили дожидаться Daewoo, а в октябре таких было уже 31%. Получается, что суммарно в салонах Daewoo осталось в октябре 51% бывших ВАЗовских поклонников.
Остальные отправились в салона KIA, но там оставили свои деньги лишь 1-5% приверженцев ВАЗа. И опять же по причине нехватки машин. Были еще и салона Dacia, где осталось 2-5% потенциальных ВАЗовских денег.
И совсем небольшая часть 3-6% отправилась в салона Skoda и купила Fabia в кредит, решив таким образом свои вопросы.
Но 40-60% потенциальных потребителей ВАЗа остались в раздумьях. Кто-то ждет подешевления, кто-то не может выбрать себе достойный автомобиль, а кто-то решил взять у соседа подержанный Opel. Как бы то ни было, но в сегменте $5500-8000 спрос превышает предложение на 50-70%, это не учитывая пристрастий в цвете и комплектаций. Так, что ВАЗовское место пока никто так и не занял, по многим причинам. Просто наш рынок и сами трейдеры оказались не готовыми к спецпошлинам. Шутка ли, занять место ВАЗа, место лидера. Это еще и большая ответственность.
Инф. "AUTO-Consulting"