Рынок иномарок — на взлете. В прошлом году через сеть официальных дилеров зарубежных производителей было реализовано около 110 тысяч автомобилей — на треть больше, чем в 2001 году. И если по результатам 2001 года более 8000 автомобилей смогли продать только фирмы Daewoo и Skoda, то в прошлом году этот рубеж превзошли и Toyota, и Renault, и Mitsubishi, и Nissan.
Успех мог бы быть еще большим, ведь год назад аналитики предсказывали увеличение объема сбыта новых иномарок в 2002 году до 150—160 тысяч! Но чуда не случилось: не все компании смогли поддержать заданный лидерами темп. А объемы продаж автомобилей Mercedes-Benz и вовсе сократились в полтора раза.
Впрочем, обо всем — по порядку.
Daewoo по-прежнему лидирует, хотя былого преимущества над конкурентами уже нет: за год продано 11299 машин, все они — узбекской сборки. Впервые за много лет изменилась структура спроса. Если в прежние годы на долю модели Nexia приходилось до 97% от общего объема продаж, то в 2002 году этот показатель снизился до 61% (продано 6945 машин). Остальное — за новичком Daewoo Matiz (4354 автомобиля). Модели Tico и Damas в Россию не поставлялись.
Skoda принимает поздравления: вновь второе место. На гребне волны — Octavia (5129 машин), прекрасно продается Fabia (3851), достойный вклад в общую копилку внес флагман Superb (464). Итого — 9444 автомобиля.
Renault. Очевидный успех: продано 8337 машин против 5606 в 2001 году. Список по-прежнему возглавляют Clio и Symbol (505 хэтчбеков и 3912 седанов турецкой сборки) — это самые популярные автомобили в своем классе! От лидеров заметно отстают Megane (1711) и Scenic (1193). Не слишком интересовала покупателей и Laguna (627 автомобилей, включая 564 машины нового поколения). Кроме того, в общий отчет включены 358 грузопассажирских фургончиков Kangoo.
Toyota на подъеме. Двукратное увеличение объемов сбыта — с 3928 до 8302 машин — позволило переместиться в общем зачете с девятого на четвертое место! Виновник торжества — новая Corolla, которая продается с апреля: за неполных девять месяцев реализовано 2319 машин. Рынок хорошо принял модель Camry (1956), по-прежнему высок спрос на внедорожники Land Cruiser 100 (1635 машин) и RAV4 (1079). А вот Avensis не порадовал — дилеры нашли лишь тысячу покупателей. Главная надежда в наступившем году — на Avensis нового поколения, который вот-вот появится в автосалонах.
Mitsubishi тоже грех жаловаться: за год по городам и весям разошлось 8167 машин — пятое место в общем зачете. Своими успехами по-прежнему удивляет немолодая Carisma (продано 4493 седанов и хэтчбеков), догнать которую не в силах Pajero (885), Рajero Sport (746), Galant (552), Space Star (543) и Pajero Pinin (521).
Nissan с результатом 8029 автомобилей замыкает список компаний-"восьмитысячников". На первом месте, конечно, Almera (2475), на пятки которой наступает Primera нового поколения (2041). Неплохим спросом пользуется Maxima QX (1588) и внедорожники — компактный X-Trail (1122) и полноразмерный Patrol (480).
Volkswagen с результатом 7972 автомобиля опустился в табели о рангах с третьего на седьмое место. Каждая вторая машина — Passat (3572). За ним следуют Bora (1308) и Golf (1276). Традиционно хорошим спросом пользовались легкие коммерческие автомобили — Caravelle и Transporter (всего 632 машины) и "каблучки" Caddy (479).
Peugeot. Дилеры подняли темп в полтора раза — 6984 машины против 4246 в 2001 году. Счета чаще всего выписывались на Peugeot 307 (2597 автомобилей) и Peugeot 206 (2208). Тройку лидеров замкнул Peugeot 406 (1766). Чуть активнее, по сравнению с 2001 годом, продавался Peugeot 607 (271).
Ford. Хит сезона — Ford Focus, спрос на который после запуска завода во Всеволожске начал расти лавинообразно и сдерживался лишь ограниченными мощностями производства: продано 3572 машины! Второе место — за Mondeo (1698), а за ним тянутся новый Transit (519) и Maveriсk (419). Общий итог года — 6669 автомобилей.
Hyundai уверенно перемещается из середины списка ближе к началу: за прошедший год продажи выросли в 2,5 раза и достигли 5575 автомобилей. Безоговорочный лидер — Accent: продано 3174 автомобиля, большая часть которых — таганрогской сборки. Намного скромнее успехи Santa Fe (518). Конкуренцию им мог бы составить Getz, но он вышел на рынок лишь осенью: за три месяца продано 312 машин — все, что были ввезены в страну. Замыкают список Sonata (333) и Terracan (277).
Kia. Темп увеличен в полтора раза: реализовано 5379 автомобилей. Самые ходовые модели — Rio (1766) и Sportage (1467). Неплохие позиции у хэтчбека Shuma (796) и седана Magentis (606).
BMW. Традиционный спор между марками BMW и Mercedes-Benz на этот раз с большим перевесом выиграли баварцы: клиентам передано 3790 автомобилей. Объем продаж "пятерки" (1298 машин) и "трешки" (1160) остался на прежнем уровне. В свою очередь, спрос на BMW Х5 вырос в полтора раза (699 машин), а новая "семерка" совершила головокружительный скачок: своих хозяев нашли 630 седанов.
Volvo второй год подряд демонстрирует не слишком интенсивное, но стабильное увеличение продаж: россияне купили 2929 автомобилей. Лидер прежний — большой седан S80 (1043 машины). На втором месте S60 (803), на третьем — S40/V40 (759). Универсалы V70 разошлись тиражом 320 штук (из них 274 — полноприводных V70 XC).
Opel окончательно распрощался с имиджем аутсайдера российского рынка. В прошлом году покупатели оплатили 2865 машин: им по-прежнему нравится уже немолодая Astra (1722 машины), за которой не может угнаться новенькая Corsa (500). Vectra — на третьем месте (434).
Audi не прогрессирует: продано 2700 машин, а самым ходовым товаром остается модель А6 (1102). Следом идут Allroad (353), А4 (897) и А3 (148). Сбыт флагмана А8 (161 автомобиль) резко сократился: клиенты ждали машину нового поколения, и некоторые уже дождались — в конце года им передано 34 машины.
Citroen. Активное развитие дилерской сети и продуманная рекламная кампания принесли свои плоды: в прошлом году покупателей автомобилей Citroen стало вдвое больше — 2272. Резкий скачок совершил Citroen С5 (887), прежний лидер Berlingo переместился на второе место (620), а на третье место вышел новый хэтчбек С3 (293), продажи которого начались лишь во второй половине года.
Mercedes-Benz. Марка переживает не лучшие времена и возглавляет список проигравших: объем продаж снизился в полтора раза — с 3487 машин в 2001 году до 2131 в прошлом. Остается утешать себя тем, что S-класс (716 машин) по-прежнему популярнее "семерки" BMW. Несмотря на появление нового Е-класса, продажи этих машин снизились с 727 до 478 штук, сдал и C-класс (376 автомобилей). Покупатели охладели к внедорожникам Mercedes ML (314) и Mercedes G (214).
Suzuki. Хороший результат — 1912 автомобилей (почти на 700 больше, чем 2001 году). По традиции, тон задает Grand Vitara (1045) с большим братом XL7 (252). Устойчивым спросом пользуется и недорогой Swift (363).
Honda. В прошлом году разошлось 1340 машин (+60%). "Витамин роста" — новый "паркетник" Honda CR-V (754 машины, включая CR-V предыдущего поколения). Гораздо скромнее успехи HR-V (383) и модели Civic (124).
Land Rover остается не самой популярной маркой внедорожников, но успех очевиден: продано 839 машин — вдвое больше, чем в 2001 году. Рука об руку идут Freelander (268) и Discovery (259), чуть отстает Range Rover (241 машина, включая 172 нового поколения), а замыкает список Defender (71).
Mazda. В былые годы эта марка вообще не попадала в наши отчеты, поскольку официальной сбытовой сети не существовало. Тем приятнее поздравить немногочисленных пока дилеров, которые закончили год с результатом 641 автомобиль. Каждая вторая машина — Mazda 323 (307). А вот стартовавшая осенью Mazda6 пока не набрала обороты (123 автомобиля), но все же обошла свою предшественницу, модель 626 (83 машины).
Subaru. Дилеры почти вышли на докризисный уровень: продан 571 автомобиль. Это Outback (216), Forester (148), Impreza (137) и Legacy (70).
Lexus. Продажи в прошлом году удвоились: реализовано 328 автомобилей. Наибольшим спросом пользовались внедорожники RX300 (224) и LX470 (45).
Сhevrolet. Популярность марки падает: своих владельцев нашли лишь 275 машин. Новый TrailBlazer не оправдал возлагавшихся на него надежд (156 машин), на втором месте — большой Tahoe (106).
Fiat. Если так пойдет и дальше, то об этой марке в России скоро забудут: продано всего 248 машин. Из них 83 — Palio и 82 — новых Stilo.
Chrysler. Продажи идут вверх, но итоговый результат по-прежнему скромен — 197 машин, включая 84 седана 300М и 46 хэтчбеков PT Cruiser.
Jeep. Наконец-то появилось движение вперед. Среди 183 проданных машин лидирует Grand Cherokee (120), а новый Cherokee так и не "раскрутился" (53).
Saab закончил год со скромным результатом: 199 машин. Это Saab 9-5 (164 машины) и 9-3 (35).
Jaguar. Объем продаж невелик, но, учитывая эксклюзивность марки, впечатляет — 160 машин. Из них 88 маленьких седанов Х-Type и 63 среднеразмерных седана S-Type.
SsangYong. Возвращение на российский рынок не было стремительным: реализовано 142 автомобиля. В основном это новая модель Rexton (117).
Seat. Продано 127 машин, включая Leon (46) и Toledo (44).
Alfa Romeo. По-прежнему очень скромный результат — 108 машин, хотя в ушедшем году к седану Alfa Romeo 156 (62 автомобиля) присоединились хэтчбеки Alfa Romeo 147 (40).
Mini. Для начала неплохо: с мая по декабрь клиенты забрали 96 автомобилей.
Rover. Символичная цифра: продано 75 седанов и универсалов Rover 75.
Isuzu замыкает список со скромным результатом: за год реализовано 45 внедорожников Trooper.
Авторевю, №2, 2003г.