4. ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА
4.1 ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1970 г. для первой заправки и эксплуатации агрегатов трансмиссий автомобилей ВАЗ было разработано и внедрено трансмиссионное масло ТАД-17и, которое изготавливалось на базовых маслах Омского НПЗ пакетом присадок Англомол-99 фирмы Лубризол. Масло ТАД-17и являлось аналогом масла W/90M фирмы ФИАТ и по зарубежным классификациям того времени отвечало требованиям класса SAE 90 и API группы GL-5. В 90-х годах ассортимент трансмиссионных масел такого уровня качества значительно увеличился, а для их изготовления стали использовать и другие присадки.
В начале 80-х годов при разработке автомобилей семейства ВАЗ-2108 было установлено, что масло ТАД-17и не обеспечивает требуемую долговечность латунных синхронизаторов.
Для заправки коробок передач (КП) семейства ВАЗ-2108 было рекомендовано использовать масла класса SAE 80 W по API группы GL- 4 или же моторное масло М-10Ги. Так как производства трансмиссионного масла такого уровня качества не было, а вопрос использования при сборке двух трансмиссионных масел не был проработан, для первой заправки КП-2108 было внедрено масло М-8Ги, применявшееся для первой заправки двигателей. Опыт эксплуатации КП-2108 показал в последующие годы, что моторное масло не в полной мере обеспечивает требуемую долговечность дифференциала КП. Для эксплуатации КП-2108 были разработаны масла по API GL-4.
Однако ассортимент и объёмы производства их пока ограничены.
4.2 ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА ГРУППЫ "ГИПОИД"
Технические требования на данные масла изложены в проекте РД 3148.37.101.002-2001 и ТТМ 1.97.0716-98. Данные масла (см. Приложение В) предназначены для использования в системах смазывания передних и задних мостов, раздаточных коробок и рулевых червячных редукторов автомобилей с приводом на задние колеса (ВАЗ-2101 … ВАЗ-2107) и автомобилей с приводом на 4 колеса (ВАЗ-2121 и ВАЗ-21213, ВАЗ-2123 и их модификаций) в различных климатических зонах.
В Приложении нет масла ТАД-17и по ГОСТ 23652-79, так как производство его прекращено вместе с прекращением закупок присадки Англомол-99. В настоящее время закупки данной присадки возобновлены, однако масла, в которых использована присадка Англомол-99, должны иметь торговую марку и обозначение по SAE и API. Масла под маркой ТАД-17и АВТОВАЗ не будет допускать для применения, так как продающееся на сегодняшний день под таким названием масла это на 100 % - подделки, очень низкого качества. АВТОВАЗ давал допуск только на масло ТАД-17и производства Омского НПЗ.
Все перечисленные в приложении В масла, различных классов вязкости по SAE, имеют уровень противозадирных свойств масла ТАД-17и или даже превосходят его.
Сроки смены масел должны выполняться в соответствии с руководствами по эксплуатации автомобилей.
4.3 ТРАНСМИССИОННЫЕ МАСЛА ГРУППЫ "ТРАНС КП "
ДЛЯ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ
Технические требования к маслам для коробок передач изложены в проекте РД 3148.37.101.002-2001 и ТТМ 1.97-0729-98. Более 10 лет в КП заправлялись только моторные масла, которые недостаточно обеспечивали требуемую надежность и долговечность коробок передач. В 1996 г. было разработано специальное масло только для коробок передач ТНК ТРАНС КП (строе название "РОЛЬС Т") SAE 80W-85 API GL-4. В 1998 г. получило одобрение еще одно масло, отвечающее требованиям АО "АВТОВАЗ" - "ЛУКОЙЛ ТМ-4" SAE 80W-90, а в 2001 г. получили одобрение масла фирмы ESSO.
Перечень масел дан в приложении В.
Рекомендуемые диапазоны применения трансмиссионных масел даны в таблице 3
Таблица 3
Минимальная температура обеспечения смазки узлов, град.С |
Класс по SAE |
Максимальная температура
Окружающей среды,град.С
|
-40 |
75W-80 |
35 |
-40 |
75W-90 |
35 |
-26 |
80W-85 |
35 |
-26 |
80W-90 |
35 |
-12 |
85W-90 |
45 |
Приложение В
Марки масел | API | Группа по SAE | Изготовитель | Номер стандарта |
1. УФАЛЮБ УНИТРАНС* | GL-5 | 85W-90 * | ОАО “УФАНЕФТЕХИМ” | ТУ 0253-001-11493112-93 |
2. ЛУКОЙЛ ТМ-5 | GL-5 | 85W-90 | ОАО "ЛУКойл-Волгограднефтепереработка" | ТУ 38.301-29-75-97 |
3. НОРСИ ТРАНС | GL-5 | 80W-90, 85W-90 | ОАО "НОРСИ" г. Кстово | ТУ 38.601-07-36-97 |
4. НОВОЙЛ СУПЕР Т | GL-5 | 80W-90 | ОАО Ново-Уфимский НПЗ | ТУ 38.301-04-13-96 |
5. ТНК ТРАНС ГИПОИД | GL-5 | 80W-90, 85W-90 | ОАО "Рязанский НПЗ" НК “ТНК” | ТУ 38.301-41-196-2001 |
6. САМОЙЛ 4404 | GL-5 | 85W-90, 80W-90 | ОАО "ЗПМ" НК "ЮКОС" | ТУ 38 301-13-012-97 |
7. СПЕКТРОЛ ФОРВАРД* | GL-5 | 80W-90 | ЗАО "СПЕКТР АВТО" | ТУ 0253-006-06913380-95 |
8. СПЕКТРОЛ КРУИЗ* | GL-5 | 85W-90 | ЗАО "СПЕКТР АВТО" | ТУ 0253-006-06913380-95 |
9. ЯРМАРКА СУПЕР* | GL-5 | Э-80W-90, Т-85W-90 | ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" | ТУ 0253-018-00219158-96 |
10. AGIP ROTRA MP* | GL-5 | 80W-90 | Фирма AGIP Италия | ТТМ 1.97.0716-98 |
11. AGIP ROTRA MP DB* | GL-5 | 85W-90 | Фирма AGIP Италия | ТТМ 1.97.0716-98 |
12. ESSO GEAR OIL TDL | GL-4/5 | 75W-90, 80W-90 | Фирма ESSO AG Германия | ТТМ 1.97.0716-08 |
13. MP GEAR LUBE-LS* | GL-5 | 80W-90, 85W-140 * | Фирма Unocal Lubricants США | ТТМ 1.97.0716-98 |
Требования РД 3148.37.101.002-2001 и ТТМ 1.97.0716-98 по противозадирным свойствам несколько выше чем уровень GL-5 API, поэтому любое масло должно быть испытано на соответствие требований АО "АВТОВАЗ"
* ) –на указанные масла просрочено одобрение АО "АВТОВАЗ"
группа "Транс КП"
Марки масел | API | Группа по SAE | Изготовитель | Номер стандарта |
1. “ТНК ТРАНС КП” | GL-4 | 80W-85 | ОАО "Рязанский НПЗ" НК “ТНК” | ТУ 38.301-41-191-2001 |
2. ЛУКОЙЛ ТМ-4 | GL-4 | 80W-90 | ОАО "ЛУКойл-Волгограднефтепереработка" | ТУ 38.301-29-90-97 |
12. ESSO GEAR OIL TDL | GL-4/5 | 75W-90, 80W-90 | Фирма ESSO AG Германия | ТТМ 1.97.0716-08 |