Это – первая статья на тему «а если…». А если серьезно прибавить мощность? Начнем с того, что способов сделать это – много.
Так, можно увеличить рабочий объем мотора, расточив цилиндры и заменив поршни. Можно заменить коленвал на другой, с большим ходом. В итоге в обоих случаях рабочий объем увеличится, а с ним максимальный крутящий момент, однако общий КПД двигателя несколько снизится.
Можно увеличить степень сжатия, уменьшив объем камеры сгорания. Это делается фрезеровкой нижней плоскости головки блока цилиндров или с помощью установки поршня, у которого верхняя часть более выпуклая. Можно также поставить модифицированный распредвал, увеличивающий степень сжатия благодаря запаздыванию с закрытием впускных клапанов. В итоге мощность вырастет, КПД двигателя также увеличится, а расход топлива снизится. Подвох здесь – в необходимости переходить на более высокооктановый бензин.
Далее, можно заменить головку блока цилиндров. Чаще всего двигатели в стандартном исполнении бывают с двумя клапанами на цилиндр – впускным и выпускным. Если поставить головку, у которой 4 клапана на цилиндр, то поток входящего воздуха существенно возрастет, а с ним и мощность.
Можно установить новые турбину, компрессор, интеркулер. Здесь рост мощности также достигается увеличением потока воздуха (и топлива) в цилиндры и большим сжатием воздуха. Однако последнее повышает его температуру, что нежелательно: чем воздух горячее, тем он меньше расширяется при горении. Поэтому нужен интеркулер.
Можно повозиться с выхлопной системой и фильтрами. Мощность вырастет, если сопротивление воздуху, выходящему из камеры сгорания, уменьшится. Этого можно достичь увеличением диаметра впускного коллектора и выхлопной трубы, установить две трубы и «прямоток» (правда, последний в России запрещен), фильтры нулевого сопротивления и уменьшить длину подводящих труб.
Можно сделать чип-тюнинг – «перепрошить» электронный блок управления двигателем. Серийные модели отличаются оснащен программами с усредненными параметрами, которые с помощью чип-тюнинга можно «подогнать». Такой подгонке поддаются реакция на педаль газа, подача топлива, насыщенность смеси, режимы работы двигателя и т. п. Подводный камень здесь – возможная программная несовместимость, приводящая к неудачной перепрошивке, после которой электронный блок управления остается выбросить. Осторожнее проводите
чип-тюнинг БМВ, Лексусов, Мерседесов и т. п. моделей, у которых баланс параметров – достаточно сложная вещь и мощность может вырасти в разы.
Подведем итоги. С увеличением рабочего объема двигателя падает его общий КПД и растет расход топлива. Увеличенная степень сжатия приведет к более жестким условиям работы двигателя, следовательно, его повышенному износу. «Прокачка» выхлопной системы увеличит мощность не сильно, но может привести к кардинальному изменению звука и обоснованному увеличению нежелательного внимания гайцов. Неудача с чип-тюнингом может «убить» электронный блок управления.
Возможны и более серьезные неприятности. Если с мощным мотором не будет справляться тормозная система, рано или поздно случится ДТП. Потому увеличение мощности сопровождается установкой вентилируемых дисковых тормозов, вакуумного усилителя большей производительности, армированных шлангов, более серьезных суппортов и т. п.
С ростом мощности машина при прочих равных условиях хуже «держит дорогу». Это можно исправить установкой аэродинамического обвеса, но заметный результат будет, только если модернизировать подвеску (установить более жесткие газово-масляные амортизаторы, стабилизатор большего диаметра, пружины с разным ходом витка и т. п.).
С ростом мощности могут не справиться и коробка со сцеплением. В таких случаях ставят усиленное многодисковое сцепление, дорабатывают или устанавливают новую, рассчитанную на большую мощность, КПП.
Увеличивая мощность двигателя бездумно и до невероятных пределов, можно добиться обратного эффекта: поломки коробки, потери управляемости, невозможности затормозить вовремя и т. п. Увеличение мощности требует комплексного, грамотного, взвешенного подхода и перенастройки и переделки других автомобильных систем. Роста мощности без серьезных переделок всего автомобиля не бывает.