поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Воровской инстинкт

Психология преодоления

          Супруги, всю жизнь проработавшие на крупном заводе, выпускающем специальные кирпичи для мартеновский печей, после выхода на пенсию отстроили дом. Как выяснилось, купить кирпич они не потрудились, а вместо того дважды в день - в обеденный перерыв и вечером - методично выносили по паре кирпичей в авоське.
        Мотивы, заставляющие людей воровать на рабочем месте, не сильно изменились с советских времен, говорит директор компании Occupational psychologists психолог Дмитрий Хренов. Если раньше сотрудники считали, "что все вокруг колхозное, все вокруг мое", то теперь они убеждены, что "хозяева наворовали, а со мной не поделились". И в том и в другом случае несуны не считают себя ворами: они уверены, что просто берут то, что им по праву принадлежит. Огромный социальный разрыв, разница в доходах между низшим персоналом и "хозяевами" лишь усиливают тягу людей к воровству, говорит Хренов.

        Бороться с воровством на бывшем советском производстве (сотрудники которого помнят времена, когда руководство вывозило заводское добро машинами) - дело архисложное, убежден директор компании Humans Factors Кирилл Никифорук. На таких заводах отработаны схемы воровства, а служба охраны, как правило, в сговоре с расхитителями. Попытки сломать эти схемы всегда вызывают агрессивную реакцию и сопротивление у сотрудников.

        В Европейской подшипниковой корпорации (ЕПК) , которой приходится ломать воровские схемы сразу на трех бывших советских заводах, начали с перестройки системы мотивации низшего персонала. Вернее, с преодоления потребительского отношения сотрудников к собственности работодателя. "Для большинства рабочих обворовать родной завод еще недавно было делом чести", - говорит Никифорук.

        Советник по безопасности генерального директора ЕПК Владимир Шевяков вместе с коллегами разработал многоуровневую систему предупреждения краж на производстве. Ее уже начали внедрять на заводах, которые контролирует корпорация: "Московском подшипнике", Волжском подшипниковом заводе (ВПЗ) и Степногорском подшипниковом заводе в Казахстане (СПЗ). Один только "Московский подшипник" занимает громадную территорию в 47 га, охранять которую очень сложно. Чаще всего здешние работники пытаются умыкнуть цветные металлы, детали и готовые подшипники. Это чревато большими убытками и плохо сказывается на имидже продукции, поясняет пресс-секретарь ЕПК Дмитрий Жарников. Из украденных деталей кустари собирают подшипники сомнительного качества, а продаются они с маркировкой заводов.

        Первым в борьбу с воровством включился Степногорский завод: систему предупреждения краж здесь начали внедрять 10 месяцев назад. За это время материальные потери уменьшились на 45% , рассказал Шевяков. По его словам, еще год назад здесь воровали по-крупному чуть ли не каждую неделю.

        Однажды сотрудник завода при попытке перелезть через забор с 10-килограммовым подшипником попал в анекдотическую ситуацию. Тяжелая ноша перевесила, и он свалился, угодив головой в отверстие подшипника. Голова застряла, освободили бедолагу с большим трудом. Этот случай на заводе рассказывают как байку.

        Первое, что сделала служба безопасности корпорации, - уволила половину охранников, оставив их фонд зарплаты прежним. Теперь территорию охраняют более мотивированные и более лояльные сотрудники, дорожащие своей работой, говорит Шевяков.

        Закрепить уважительное отношение к собственности работодателя лучше в юридическом порядке, считают в ЕПК. В договоре, который каждый год подписывает коллектив завода, появилась новая строчка, рассказал Дмитрий Жарников. В ней говорится, что рабочие согласны возмещать потери, связанные с кражами, из собственного премиального фонда. Определить, на каком участке пропал металл или подшипники, теперь не сложно: на заводах внедрена компьютеризированная система контроля и учета всех средств. Когда определить конкретных воров не удается, руководитель подразделения, на чьем участке обнаружена пропажа, урезает премии всех подчиненных.

        Другое новшество, внедренное на всех трех заводах, - особые меры по выявлению преступных замыслов. Для этого на заводе работают специально подготовленные психологи. Они наблюдают за сотрудниками, слушают их разговоры, улавливают настроения. Психологи способны раскрыть сговор тех, кто собирается, например, организовать кражу латуни. Крупные кражи планируются заранее, и в них бывают вовлечены несколько человек - рабочие, охранники, водители, кладовщики.

        По словам Владимира Шевякова, после 10 месяцев работы по новым правилам убытки от краж только на СПЗ уменьшились на $6000 - 7000 в месяц. Окончательное внедрение системы на трех заводах, которое обойдется корпорации примерно в $200 000, позволит экономить $15 000 - 17 000 ежемесячно, считает Шевяков. Разумеется, программа предупреждения краж включает и стандартные меры - установку спецсредств для слежения, усиление контроля за расходными материалами и готовой продукцией. Но акцент в ней делается на человеческий фактор, говорит Жарников.

        "Воровство - это всегда несовершенство системы мотивации, - говорит Кирилл Никифорук, - и самые мощные меры безопасности не дадут эффекта, если ее не перестраивать". Самыми действенными он считает следующие шаги:

        Шаг 1. Показательное увольнение сотрудников, чья вина доказана.

        Шаг 2. Передача дел, связанных с кражами, в суд, о которой должны узнать все сотрудники.

        Шаг 3. Закрепление более высокого уровня зарплат, чем на ближайших заводах.

        Шаг 4. Назначение премий всем сотрудникам, на участке которых ничего не пропало.

        Шаг 5. Организация горячего питания на территории завода, бесплатная доставка рабочих на работу и домой.

        Шаг 6. Внутренний пиар, направленный на преодоление потребительского отношения к частной собственности.

        Практически по этой схеме действовал председатель совета директоров Одинцовской кондитерской фабрики Андрей Коркунов. Некоторое время назад он узнал, что на рынках появились весовые конфеты "Коркунов", хотя под этой маркой выпускаются только конфеты в коробках. "Я понял, что у нас кто-то ворует по-крупному", - рассказал Коркунов. В результате расследования разоблачили целую воровскую бригаду, орудующую на фабрике. Заправляла всем женщина - оператор оберточных машин, которой руководство очень доверяло. Конфеты выносили с фабрики мешками и продавали скупщикам за полцены (примерно 100 руб. за 1 кг). Коркунов рассказал, что устроил публичную экзекуцию - увольнение 11 сотрудников (трое из них были охранниками) , входивших в воровскую бригаду. С тех пор даже прятать конфеты в карман на Одинцовской фабрике стало дурным тоном, говорит предприниматель. Зарплата рабочих на фабрике, соцпакет - в среднем лучше, чем на других предприятиях Одинцовского района, так что многие держатся за свои места, говорит Коркунов. Все эти усилия свели воровство на фабрике к минимуму, хотя и не изжили его окончательно. По крайней мере крупных хищений здесь в последнее время не выявлено.

Елена Горелова
Ведомости
05 ноября 2002
01.12.2008 09:25:12
Последние статьи
  19.09.2017 Газобаллонное оборудование сбережет движок от износа
  14.09.2017 Россияне предпочитают самостоятельно выбирать запчасти
  20.08.2017 Гидравлический распределитель – сердце гидравлики
  19.08.2017 Сам себе АЗС
  18.08.2017 Мерседес-Бенц нарастил продажи LCV в России на 1%
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!