Вопрос. Как не ошибиться при выборе главной пары "жигулевского" редуктора?
Роман Ушаков, Харьковская обл.
Ответ. К сожалению, представленные на рынке и в некоторых автомагазинах запчасти не всегда отличаются высоким качеством. В полной мере касается это и наиболее ходовых "вазовских" комплектующих, так как их производят многие предприятия, в том числе и те, которые ранее никогда не занимались изготовлением автодеталей. Некоторые из них выпускают и детали "жигулевских" редукторов – шестерни главной пары с их сложной конфигурацией зубьев, обеспечивающей так называемое гипоидное зацепление. Однако из-за использования низкокачественного металла, отсутствия высокоточного оборудования и нарушения технологии после установки в редуктор такие шестерни работают недолго.
При производстве главных пар для сборочного конвейера "АвтоВАЗа" все шестерни в зависимости от геометрических размеров делятся на группы. Ведомые ("большие") при этом сразу же получают свой номер. Чтобы редуктор нормально работал, не издавая воя и рева, ведущие и ведомые шестерни "паруются" по принадлежности к определенной размерной группе. Избежать путаницы при сборке помогает маркировка ведущей шестерни электроэрозионным способом. Рядом с номером имеется маркировка римскими цифрами, которая свидетельствует о принадлежности к "геометрической" группе. Чтобы случайно не приобрести распаровку, при покупке следует внимательно проверить соответствие номеров шестерен.
Кроме того, желательно убедиться в качестве термообработки (закалки). Для этого с помощью надфиля нужно попытаться спилить кромку зуба. Если металл удаляется легко, значит шестерня не закалена или изготовлена из некачественного металла. Еще одним доказательством того, что деталь попадала на закалку в термическую печь, может быть след от крючка на внутренней стороне колеса (ведомой шестерни). Внимательно обследовать необходимо и поверхность зубьев – она должна быть однородного темно-серого цвета, с одинаковыми следами механической обработки, без раковин и задиров. Делать это нужно потому, что иногда под видом новых пар продают старые, предварительно прокаленные для "снятия" глянца с поверхностей зубьев.
Надо отметить, что для обеспечения бесшумной работы редуктора недостаточно приобрести качественную главную пару. Во-первых, требуется квалифицированная сборка редуктора, при которой будут правильно отрегулированы пятно контакта зубьев и затяжка подшипников. Во-вторых, большую роль играет качество обкатки редуктора в течение 1-2 тыс. км – на скорости до 60 км/ч, без загрузки автомобиля и исключая интенсивные разгоны. Очень важны и характеристики применяемого трансмиссионного масла. Необходимо использовать масло, рассчитанное для гипоидных передач со смещенными осями, работающими в условиях средней тяжести. Этим требованиям соответствует масло GL-5 по классификации API и с вязкостью 85W-90, 80W-90, 75W-90 по классификации SAE.
Подготовил Юрий Дацык
Автоцентр