Тема умершего стартера стара как мир! Хорошо, хорошо, мир постарше будет. Но все равно, как ни крути, она, тема эта, тоже не девочка! А потом, оглянитесь вокруг... Малый процент насыщенности просторов нашей великой родины автоматическими коробками передач, помноженный на стойкую неоднородность комплектующих, благополучно компенсируется варварской изощренностью способов начальной раскрутки коленвала. Короче, отсутствие заводных рукояток бодрит разум и способствует изобретательности! А иногда такое выдумывают...
В позапрошлом году большой и веселой компанией отправились мы на слет бардовской песни в подмосковную Аникеевку. До места добрались уже в сумерках, и, оставив машину на сухом пригорочке, я вместе со всей честной компанией с головой окунулся в радости каэспэшного бытия. И все было бы замечательно, но когда на следующий день пришло время покинуть сии гостеприимные места, выяснилось, что во вчерашней суете я оставил включенными габариты... Стартер сказал печальное стихающее "урк-урк-вжрррррррр...", и все - "огни погасли, уснули ясли...". Хорошо еще, что подручно-тягловой силы было предостаточно (традиции взаимовыручки сильны не только в джиперских кругах). Десяток крепких мужиков, скинув рюкзаки, с шутками и прибаутками раскатили беспомощное чудо буржуйской техники. Сцеление-передача-сцепление - заработало!
Впрочем, аналогичные истории может рассказать практически каждый. И вариантов здесь великое множество - аккумулятор, втягивающее реле стартера, срезанные зубья, залипшие щетки коллектора, окислившиеся провода и прочее, прочее, прочее. И хорошо еще, когда под колесами твердый грунт, машина стоит на уклоне, а вокруг достаточно людей (или имеется тягач), которые могут толкнуть. Ну а если аккумулятор осушила лебедка и машина "встала" по уши в колее? Ведь "кривой стартер" предусмотрен конструкцией далеко не каждого автомобиля. Неужели ничего нельзя сделать?
Вот такая тема возникла как-то в разговоре в редакции. И тут неожиданно вспомнилась история, как кто-то в аналогичной ситуации смог оживить внедорожник, раскрутив вывешенное заднее колесо веревкой. "Не заведется..." - мрачно отрезал крупный специалист по спортивному тюнингу... Разумеется, сразу же началась оживленная дискуссия, в ходе которой "мнения ученых разделились". Не прошло и полутора часов, как подуставшие участники полемики справедливо рассудили, что главный критерий джиперской истины не пиво (как до сих пор думают некоторые), а высоконаучный следственный эксперимент. И нечего здесь заниматься пустой схоластикой. Крутить надо!
Сказано - сделано. И вот уже правое заднее колесо многострадального Jeep Wrangler вывешено на домкрате, а на него в три оборота накручена широкая буксирная стропа. Вторая передача, зажигание включено. С некоторыми сомнениями в душе беремся за стропу. От винта! Неудача... Дифференциал-то свободный, и вся энергия ушла не на прокручивание двигателя, а на вращение левого колеса (разгруженного установленным в районе редуктора домкратом) в противоположном направлении. Силы его сцепления с подтаявшим снегом оказывается явно недостаточно. Ладно, подклиниваем его башмаком. Уже лучше, но усилие на стропе слишком велико. Не страшно, меняем диспозицию. Третья передача. Рывок! Мотор похрюкивает, но тянуть все же тяжеловато. Ну а четвертую? Вз-жик! Выплюнув легкий дымок из выхлопной трубы, двигатель пускается! Победа! Теперь можно поставить нейтраль и снять машину с домкрата.
Подводим итог. Сегодня мы попытались отыскать нестандартный выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. И у нас получилось. Оказалось, что завести внедорожник с нерабочим стартером, имея в запасе лишь буксирную веревку и домкрат, вполне реально, причем при очень большом желании это под силу и одному человеку. Главное, помните, что, во-первых, данный способ не распространяется на автомобили с автоматами, во-вторых - при наличии межколесной блокировки мост лучше вывесить полностью, в-третьих - передний мост должен быть обязательно отключен (на моделях с постоянным полным приводом следует разблокировать межосевой дифференциал), в-четвертых - оптимальной является четвертая передача и, в-пятых, двигатель должен пускаться буквально "с полпинка".
P. S. Тут у нас в редакции новый спор разгорелся: а пройдет ли этот номер с дизелем?
Журнал "4Х4 club", №1, 2002г.