|
|
|
Обсуждение |
|
|
|
|
|
|
Как я менял чехлы ШРУСов
|
Здравствуйте! Вот, предлагаю отчет о проделанной работе. В основном для тех владельцев, которые с этим еще не сталкивались, но желающих эту работу выполнить самостоятельно. А также для опытных в этом деле людей, для указания моих ошибок. Автомобиль ВАЗ 21214-20.
Причиной работы стало обнаружение (на 7 тыс. км) 2 малюсеньких дырочек на чехле внешнего шарнира правого колеса. Когда обнаружил - было не до смены чехлов, т.к предстояла длительная поездка (2 тыс.км в одну стороны). Наспех замазал казанским герметиком (слишком был напуган последствиями даже маленьких повреждений пыльников). По возвращении не было времени заняться этим. И только после консервации авто (13 тыс. км) решил заняться проблемой. Итак задача - смена резинового чехла внешнего ШРУСа.
Во-первых, изучил процесс по книге (из серии ремонт своими силами). Купил чехлы - взял сразу два (по 40 руб/шт). Смазка ШРУС-4 была приобретена ранее. Также купил клещи для снятия хомутов (60 руб) и удлинитель для головок (абсолютно необходимая вещь! 61 руб.). Во-вторых, продумал весь процесc. Вот главные проблемы, которые меня тогда волновали: cнятие привода, снятие ШРУСа, разборка-промывка-смазка-установка, установка привода-затягивание ступичной гайки.
Операция должна пройти в холодном гараже без искусственого освещения и без ямы. Пациент готов, сестра - скальпель!
Шаг 1. Снятие привода. Под колеса подложил упоры (читай кирпичи). Ослабил гайки колеса. Поддомкратил машину и подставил упор под гнездо крепления домкрата (домкрат нельзя использовать в качестве опоры!). Слить масло из редуктора не удалось - не поддалась пробка. Решил, что это от холода и не стал этим заморачиваться. Снял колесо. Грязно, однако! Пришлось чистить все от песочка, плотно облепившего все узлы подвески (результат езды по нашим снежно-песочным кашам). Кое как очистив (с помощью маленького скребка, тряпок и зубной щетки. Зубная щетка - незаменимый инструмент автомобилиста!) наиболее важные для меня узлы, т.е. те с которыми мне предстояло работать. Затем открутил гайку крепления нижнего ушка амортизатора и сжал амортизатор. Под нижний рычаг подставил опору - как можно ближе к месту крепления шаровой опоры, но с учетом того, что последнюю еще предстоит снимать. Поддомкратил машину, убрал опору (а вернее уменьшил ее высоту) из-под гнезда крепления домкрата. Пружина подвески сжалась. Открутил гайки крепления нижней шаровой, достал болты. Затем снял колпак ступицы (для снятия его я использую большую шлицевую отвертку, упираю шлицу в зазор между ступицей и колпаком, среднюю часть отвертки в болт крепления колеса и действую как рычагом - снятие проходит без всяких ударов). Отвинтил ступичную гайку. Поднял (вправо-вверх) ступицу - так, один конец свободен. Вернул хвостовик на место и приступил к снятию корпуса подшипника. Предстояло открутить болт крепления кронштейна редуктора к силовому агрегату. Откручивал болт сверху с помощью головки, насаженной на карданчик, насаженный в свою очередь на двойной удлинитель. Затем откручивал гайки крепления крышки корпуса подшипника (головка-карданчик-удлинитель-удлинитель). Отвел ступицу вверх, вынул из нее хвостовик и подставил под ступицу надежный упор. Так как масло из редуктора не слил, то подставил емкость с воронкой под наиболее вероятным местом течи. Далее по инструкции требовалось поддеть монтажкой за приливы - легко сказать! При поддевании крышка ведь перекашивается и не идет! Вытягивая вал, и потихоньку поддевая за приливы со всех трех сторон (напомню, что работа велась без ямы) удалось достать хвостовик внутренного ШРУСа из редуктора. Здесь сделал небольшую ошибку - не пометил расположения крышки, в результате при установке пришлось пошаманить. Масло тихонечко сливалось в сосуд. Теперь возникла другая проблема - достать привод, а мешает сделать это - кронштейн. Помаявшись удалось сделать это (возможно, нужно было приподнять машину для увеличения расстояния между верхним и нижним рычагом). И вот он привод!
Шаг 2. Внимательный осмотр внутреннего шарнира показал наличие небольшой дырочки и на его чехле! Работа усложнилась, но делать нечего - придется менять! Докупил пару чехлов для внутреннего ШРУСа (48 руб/шт) и хомуты (на всякий случай).
Сначала разбирал внешний ШРУС. Поддевая отверткой сдвинул пластиковый чехол. Снял хомуты клещами (очень удобно, т.к. имеют хорошие зацепы). По возможности избавился от старой смазки (кстати осмотр не выявил каких-либо инородных тел или влаги, смазка была однородная, но земельного цвета, так что решил заменить). Пометил положение обоймы и корпуса относительно вала. Попытался выбить ШРУС не закрепляя вал привода. В качестве "выколотки из мягкого металла" использовал небольшой отрезок алюминевого уголка. Выбить обойму из положения "на коленке" не удалось (это в основном для тех кто попытается так сделать . Закрепил вал в тисках и после пары ударов по обойме ШРУС был снят. Старый резиновый чехол снимал, разрезав узкий конец. Тщательно очистил (с помощью жидкости для очистки карбов, т.к. бензина под рукой не было а в баке и так почти пусто) шарнир и вал. При очистке шарнира один из шариков выскочил из сепаратора - решил достать все. И зря! Конечно очистил все идеально, но нужно было собирать все обратно. Та еще головоломка! Покруче кубика-рубика будет!. На торце корпуса увидел спиральную риску и решил вставлять шарики в сепаратор, начиная с дорожки, которой эта спиралька касалась первой (по ходу спиральки от внешнего края к внутреннему). И, о чудо, все встало на место. Правильность или неправильность предположения о назначении риски пусть решат профи. Заложил в шарнир смазку (точно на глаз 60 кубиков), промазал все там. Нанес на вал тонкий слой смазки и стал натягивать новый чехол. Поскольку упорное кольцо я не снимал, это оказалось не просто. Но чехол-то резиновый! Короче, поддев отверткой (со стороны крепления шарнира), перекинул край через упорное кольцо. По месту взаимного расположения корпуса, обоймы и вала установил ШРУС (пару ударов по хвостовику и он на месте). Добавил смазки и натянул чехол. Попытки установить новые хомуты окончились провалом! Зацепы хомутов просто порвались. При более внимательном осмотре, хомуты оказались раза в два тоньше заводских. Короче устанавливал хомуты заводские. Воздуха выпускать не понадобилось - разравнял гофру повертел ШРУС и закрепил хомуты (может я и неправ).
Далее приступил к разборке внутреннего ШРУСа. Снял хомуты. Разрезал крепление чехла к валу и сдвинул чехол. Да, смазки здесь поболее будет. Убрал часть смазки. Смазка, кстати, опять же оказалась однородная. Но тут моим глазам предстала ужасная картина! Один конец стопорного кольца не только не находился в лунке, но торчал в сотрону. Возможно это и есть виновник дырки в чехле. Пометил положение корпуса и обоймы на валу, снял стопорное кольцо и вынул вал с обоймой и сеператором из корпуса (шарики к счастью не вывалились). Очистил все от старой смазки. Закрепил вал в тисках и сбил обойму (даже шарики со своих мест не выскочили!). Снял старый чехол, очистил вал, нанес тонкий слой смазки, надел новый чехол. Затем насадил обойму (один шарик все таки вылетел, но с легким щелчком он встал на место. В корпус поместил точно на глаз 150 кубиков смазки и надел корпус (по меткам) на сепаратор с шариками. Стопорное кольцо оказалось с завитком, я его по возможности выровнял и расширил (кольцо стальное, закаленное, так что изменению формы поддается с трудом). Установил стопорное кольцо, уделив особое внимание его входу в лунку. Надел на корпус чехол, и задумался - в каком положении шарнира закреплять хомуты? Дело в том, что полость шарнира герметична и двигается шарнир внутри корпуса с трудом (там ведь несжимаемая смазка, а зазоры, через которые эта смазка может перетекать из одной полости в другую маленькие!). На всякий случай установил хомуты, решив при необходимости снять их позже. Ну вот, привод в сборе. Скажу попутно, что в шарнирах имелся небольшой осевой люфт (в соединении сепаратор-обойма). Не знаю нормально это или нет. Те знатоки, что дочитали до этого места, сообщите пожалуйста.
Шаг 3. С великим трудом удалось протиснуть внутренний шарнир на место. Из-за отсутствия меток пришлось перепробовать несколько вариантов установки крышки (крепление возможно только в одном положении). Наконец крышка заняла свое место. Я от руки закрутил гайки крепления крышки. Предстояло закрутить болт крепления кронштейна редуктора к двигателю. Закручивал так же как откручивал (только крутил в другую сторону). Все прошло без проблем. Затянул гайки крепления крышки корпуса подшипника. Поместил хвостовик в ступицу и приступил к креплению нижней шаровой. Подвеска оказалась недостаточно сильно сжата - я не мог подвести шаровую к рычагу. А все из-за того, что заднее левое колесо я тоже вывесил. Пришлось немного уменьшить высоту упора под задней частью кузова. Вот, теперь с небольшим усилием удалось подвести шаровую к рычагу. Затянул гайки крепления шаровой. Пока сжата подвеска, затянул крепления амортизатора. Поддомкратил и убрал упор из под нижнего рычага. Хвостовик внешнего ШРУСа не до упора вошел в ступицу. Герметичность внутреннего ШРУСа не давала вытянуть вал. Пришлось снять большой хомут с внутренного ШРУСа, ставить между корпусом и чехлом отвертку, а затем тянуть вал. С легким чмоканием это удалось. После того как вал занял правильное место я установил хомут обратно. Тут я опять хотел бы обратиться к профи: правильно ли поступать так (это я по поводу хомута)? Да еще, забыл сказать, что на всякий пожарный заложил смазку Литол-24 в место сочленения ступицы с хвостовиком. Установил конусную втулку и закрутил от руки новую ступичную гайку. Затем снял тормозные колодки. Затянул ступичную гайку до упора. Ослабил гайку. Далее затягивал и ослаблял гайку от руки. Поворачиваю ступицу и добиваясь отсутствия каких-либо ощутимых постукиваний. Найдя такое положение (для проверки подергал в разных положениях ступицы) вдавил края гайки в пазы хвостовика. Надел колпак. Установил тормозные колодки. Залил масло в передний редуктор. Установил колесо.
Материалы: 1 чехол внешнего и 1 чехол внутреннего ШРУСов, новая ступичная гайка (они все правые), смазка ШРУС-4, обтирочные материалы (тряпки), бензин (солярка)
Инструмент: набор головок с дополнительным удлинителем и карданчиком, щипцы для хомутов или раздвижные пассатижи, рожковые ключи, отвертки, ТИСКИ, "выколотка из мягкого металла".
Время: у меня ушло 4 световых дня (с 12 до 16 часов дня), большое кол-во дней в основном из-за того, что под рукой не оказывалось нужного инструмента (доп. удлинителя) и материалов (чехол внутреннего ШРУСа). На мой взгляд, теперь я бы сумел это сделать за 8 часов. Но желания повторять пока у меня нет
В основном это описание для тех, кто подобного не делал, но имеет огромное желание получить такие навыки. Я по специальности программист и мне ближе работа с ЭБУ, но я стараюсь не отказывать себе в удовольствии сделать что-то своими руками, а не только головой (тем более, что люблю путешествовать на авто и подобные навыки в дороге просто необходимы).
P.S. Те, кто обратил внимание на мое замечание о хорошем состоянии смазки в шарнирах, пусть сами решают необходимость замены чехлов с малюсенькими дырочками.
Nails, Ижевск
Nails писал(а): Снял колесо. Грязно, однако! Пришлось чистить
все от песочка, плотно облепившего все узлы подвески (результат езды по нашим снежно-песочным кашам).
Можно было перед заменой заехать на мойку и попросить помыть днище "кархером". Относительно недорого, зато экономит кучу времени, да и с чистыми железками заниматься приятнее!
Комментарий Nails писал(а):
...и приступил к снятию корпуса подшипника. Предстояло открутить болт крепления кронштейна редуктора к силовому агрегату. Откручивал болт сверху с помощью головки, насаженной на карданчик, насаженный в свою очередь на двойной удлинитель. Затем откручивал гайки крепления крышки корпуса подшипника (головка-карданчик-удлинитель-удлинитель)... Далее по инструкции требовалось поддеть монтажкой за приливы - легко сказать! При поддевании крышка ведь перекашивается и не идет! Вытягивая вал, и потихоньку поддевая за приливы со всех трех сторон (напомню, что работа велась без ямы) удалось достать хвостовик внутренного ШРУСа из редуктора. Здесь сделал небольшую ошибку - не пометил расположения крышки, в результате при установке пришлось пошаманить. Масло тихонечко сливалось в сосуд. Теперь возникла другая проблема - достать привод, а мешает сделать это - кронштейн. Помаявшись, удалось сделать это (возможно, нужно было приподнять машину для увеличения расстояния между верхним и нижним рычагом). И вот он привод!
А вот всего этого можно было частично избежать, сняв хомуты внутреннего чехла, сдвинуть его по валу, чтобы открыть доступ к стопорному кольцу шарнира. Снять стопорное кольцо (вынимается легко) и вынуть внутренности внутреннего шарнира вместе с валом.
Хотя сам менял чехол по полной программе, как ты. Просто когда разбирал внутренний шарнир понял, что можно было сделать проще и быстрее, и специалист на сервисе подтвердил это.
Лесник_52, Нижний Новгород
01.12.2008 09:25:36
|
|
|