Кража автомобилей в начале 90-х годов была занятием столь доходным и нехлопотным, что ежедневно только в одной столице из-под носа хозяев жулики уводили до 150 машин. Их редко разбирали на части, чаще - перекрашивали, перебивали номера и впаривали небогатым гражданам. Спустя десять лет на голову автовладельцев низвергся другой "девятый вал" - автомобилей найденных. В одной только Москве ежедневно ГИБДД выявляет порядка 30 угнанных машин, а ежегодно - почти 10 тысяч.
Заложенная в конце XX века под водительское сиденье бомба замедленного действия взорвалась сегодня: у каждого покупателя подержанного автомобиля шанс нарваться на криминальную машину или уже оказаться владельцем таковой равен примерно 1 к 5. И каждый автовладелец, по законам детективного жанра, становится сначала главным подозреваемым в преступлении, затем - его свидетелем, потом - потерпевшим, а в итоге, как правило, безлошадным гражданином, потерявшим и деньги, и автомобиль.
Если при проверке автомобиля выясняется, что он находится в угоне, проблема разрешается следующим образом. Несчастного автовладельца отправляют в ОВД для составления протокола, а машину задерживают.
А теперь рецепт, что делать дальше, чтобы не остаться вовсе без машины. Если вопреки федеральным нормам, не предусматривающим процедуру задержания якобы похищенного автомобиля, у вас его все-таки задержат, требуйте составления в присутствии понятых акта технического состояния и протокола задержания с фиксацией точных показаний одометра. Из автомобиля заберите все ценные вещи, инструмент и запчасти, а заодно слейте бензин. Помните, в милиции с бензином тоже плохо. Затем потребуйте опечатать капот, багажник и салон автомобиля, попросите инспектора расписаться на каждой приклеенной к автомобилю "бирке" и распишитесь сами. Без этого уставшие от трамваев опера могут запросто превратить задержанный у вас автомобиль в свой разъездной. И через полгодика в чужих безразличных руках он станет грудой металлолома.
Подайте начальнику ОВД заявление с просьбой о выдаче вам автомобиля под "сохранную" расписку с обязательством предоставить автомобиль по первому требованию следователя ОВД. Если в течение 10 дней со дня изъятия автомобиля уголовное дело не будет возбуждено, накатайте жалобу прокурору о его незаконном удержании.
Будьте готовы к тому, что следственные действия могут идти вяло и непринужденно: следователи будут рисовать мудреные схемы "владелец-посредник-покупатель" и приговаривать, что здесь не все так просто... А тем временем автомобиль в ожидании опознания подлинным хозяином или экспертизы томится долгими месяцами на стоянке. Кстати, если ОВД будет вынуждать вас оплачивать стоимость экспертизы или хранения машины, знайте, что вас вводят в заблуждение: все эти расходы несет не бедный автовладелец, а государство.
Если повезет, автомобиль могут вернуть насовсем. Но с оговоркой: без права отчуждения до окончания следствия по делу. Не факт, что даже при самом благоприятном исходе дела данные об угнанном автомобиле будут удалены из компьютерной базы данных. А это значит, что первая же на дороге проверка документов сотрудниками ГИБДД... как в старой частушке: "На колу мочало - начинай сначала..."
Между тем мало кому известно, что подобные действия милиции не регламентированы законом и потому носят весьма сомнительный характер. При задержании угнанных автомобилей ГИБДД руководствуется Инструкцией по розыску автомототранспортных средств, утвержденной приказом МВД РФ № 58 от 17 февраля 1994 года. То есть внутриведомственным документом. Ни уголовно-процессуальным, ни гражданским, ни административным законодательством действия по задержанию автотранспорта не предусмотрены. Редко удается добыть сведения о недобросовестности приобретения машины. И это понятно: покупатель совершенно официально приобрел автомобиль и никогда не признается, что подозревал неладное. А коли умысел не доказан, лишение его права собственности на такой автомобиль возможно только по решению суда. А до этого в соответствии со статьями 209 и 305 ГК РФ криминальная машина не может быть задержана, а лицо, ею владеющее, не должно быть ограничено в праве ею пользоваться.
Виктор ТРАВИН, глава Коллегии правовой защиты автовладельцев
"Финасовые Известия"
01.12.2005