Житель Подмосковья Иванов В.И. в светлое время суток, проезжая на своем личном автомобиле по улице Богородский вал в сторону Сокольников, на мосту через реку Яузу выехал на участок дороги с многочисленными выбоинами и ямами. При попадании в одну из них (глубиной около 30 см) от удара о стенку выбоины произошло разрушение деталей передней подвески. Автомобиль утратил управляемость и лишь случайность позволила предотвратить трагедию- машина не опрокинулась. В результате дорожного происшествия автомобиль получил значительные технические повреждения и требует дорогостоящего ремонта.
Возникает вопрос: кто несет ответственность за поддержание дороги в нормальном для движения состоянии и как водителю возместить материальный ущерб?
Ответ заключен в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, вынесенных в новых Правилах в самостоятельный раздел и утвержденных постановлением Совета Министров- Правительства Российской Федерации ¦1090 от 23 октября 1993 года. Там написано, что "...должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог... обязаны содержать дороги... в безопасном для движения состоянии...".
В рассматриваемом случае на автодороге, по словам водителя, имелись многочисленные выбоины глубиной до 30 см. Согласно ГОСТу 2Р-50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения " п.3.1.1. предусматривается, что "покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств", там же в п.3.1.2. приводятся предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. Всем полезно знать 3 цифры 5-15-60. Это предельные размеры в сантиметрах глубины, длины, и ширины выбоины. Размеры выбоины на месте рассматриваемого дорожного происшествия точно не определены, а вот глубина до 30 см значительно превышает допустимые ГОСТом параметры, в связи с чем с уверенностью можно говорить о том, что состояние дорожного покрытия проезжей части в данном месте не соответствует требованиям п.п.3.1.1. и 3.1.2. рассматриваемого ГОСТа. Для широкой публики будет интересным узнать, что этим ГОСТом регламентированы также
- предельные площади повреждений на 1000 кв. метров автодорог и сроки их ликвидации (не более 7 кв. метров и не более 10 суток);
- показатели "ровности" дороги и коэффициенты сцепления колес с покрытием автодороги (не менее 0,3);
- нормативные сроки ликвидации зимней скользкости (не более 6 часов с момента обнаружения);
- места, запрещенные для формирования снежных валов при уборке снега (ближе 5 м от пешеходного перехода и ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта);
- предельные высоты выступа люков смотровых колодцев за уровень дорожного покрытия (не более 2 см) и многие другие показатели.
На месте происшествия, когда ДТП явно произошло по причине разрушения покрытия дороги или нарушения иных безопасных параметров проезжей части, появившиеся работники ГБДД (ГАИ) часто, посочувствовав водителю и как бы утешая, говорят: "Ну, ты сейчас заплати небольшой штраф, а потом уже жалуйся на дорожников". На самом деле они хитрят, так как:
во-первых, заплатив штраф и не обжаловав решение ГИБДД (ГАИ) о его наложении в течение 10 дней, у вас "почти" пропадает право на обжалование и предъявление каких-либо претензий к дорожникам как к виновникам ДТП. Ведь уплаченный штраф- свидетельство того, что это ваши неправильные действия послужили причиной аварии;
во-вторых, они хитрят потому, что контроль за соблюдением действующих в Российской Федерации "Правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов" в безопасном для дорожного движения состоянии возложен на саму Государственную автомобильную инспекцию. Оштрафовав вас даже с "сочувствием", она тем самым уходит от признания своей вины. Не наказывать же ей саму себя, в самом деле.
Поэтому не спешите платить штраф, а придите и проконсультируйтесь у специалистов. Судебные разбирательства по данному вопросу длятся до 2-х лет и чаще всего заканчиваются в пользу водителей.
АвтоКомис-С