Первое упоминание о таком механизме, как колесо относится к 3200 году до нашей эры. На юге Месопотамии жили шумеры, которых и считают изобретателями колеса. Тогда они делали его цельным, срезая круг от ствола дерева. Постепенно колесо совершенствовалось, в Древнем Египте стали использовать спицы, тогда их было лишь четыре. А уже в Древней Греции появились колеса с восемью спицами.
Ходовая часть колеса, которая должна была соприкасаться с дорогой, обтягивали специально подготовленной кожей или деревянным обручем со вбитыми бронзовыми или железными гвоздями. Делалось это для лучшего прохождения по трудной местности.
Впервые резиновая шина-обруч появилась в восемнадцатом веке, когда у европейцев проявился интерес к каучуку. Тогда этим материалом обтягивали колеса конных экипажей, называя эти обручи гусматиками или грузолентами.
Шина, которая более-менее подобна современной, обязана своим появлением Роберту Уильямсу Томпсону, лондонскому инженеру-железнодорожнику. Он работал над проблемой шума, который издают колеса поездов. Его целью было изобретение, так называемого, умягчителя для колеса. И уже в 1846 году он запатентовал «воздушное колесо», изготовленное из прорезиненной ткани. Эта шина была представлена в виде двух частей: основной камеры и наружного покрытия. Камера имела вид соединенных слоев парусины, пропитанных каучуком. А наружное покрытие представляло собой куски кожи, которые соединяли заклепки. Этот обруч прикреплялся к колесу при помощи болтов и имел специальный клапан для подкачивания. Но в то время изобретение Томпсона не нашло широкого применения.
Спустя сорок лет шотландский ветеринар Джон Бойд Данлоп повторил открытие Томпсона, только у него это вышло случайно. Поливая свой участок, ветеринар наблюдал за тем, как его сын катается на велосипеде. И Данлоп заметил удивительную вещь: когда сын переезжал колесами велосипеда через резиновый шланг, тот принимал колеса мягко, обеспечивая амортизацию велосипеду. Тогда Данлоп вырезал из шланга обод по размеру колеса, прикрепил к нему ниппель, запаял кольцо и был признан великим изобретателем шины.
Время шло, технологии развивались и шина совершенствовалась. Сначала английский инженер Чальд Уэлтч решил отсоединить камеру от покрышки и поместить ее на обод, а француз Дидье разработал удобные методы монтажа и демонтажа шины, что позволило применять это изобретение для колес автомобиля.
Впервые пневматическая шина на колесах автомобиля дебютировала перед широкой публикой в 1895 году на гонке Париж-Бордо-Париж на машине братьев Мишлен.
Все последующие усовершенствования пневматической шины были направлены на повышение надежности, срока эксплуатации, упрощения процесса монтаж и демонтажа. Прошло достаточно много времени, и было внесено множество изменений в общую конструкцию шины прежде, чем пневматическая шина была признана и окончательно заменила собой резиновую. Для производства шины стали использовать более качественные и долговечные материалы. Изначально каркас покрышки изготавливался из льняной ткани с уточными и челночными нитями, которая покрыта каучуком. Так как нити перекрещивались, то в процессе езды перетирали друг друга, что приводило к быстрому износу. Тогда стали применять, так называемый, корд, который представляет собой толстый слой из прочных текстильных нитей, размещающихся сначала диагонально, а через время радиально. Пневматическая шина стала заметно легче, и снизилось сопротивление качению, что значительно увеличило срок эксплуатации.
Не смотря на то, что современные шины изготовлены по новым технологиям и значительно усовершенствованы, процесс производства постоянно развивается. К примеру, последние полтора столетия шину изготавливали на основе каучука, который уже стал неоригинальным. А в прошлом году впервые появилась шина из полимера на основе кукурузной муки, которая отличается бесшумностью и экологичностью. Да и экономия топлива повышается на необходимые 5 процентов, а торможение на мокрой трассе улучшается на все десять процентов. Так что, эволюция шины продолжается.