Какие только новшества в многочисленном семействе автомобильных шин не радуют современного автомобилиста. Здесь и разработки в рисунке протектора, призванные улучшить сцепление с дорогой и отвод воды, новейшие материалы для поверхности шины, улучшающий устойчивость и тормозной путь, новые корды, повышающие упругость и долговечность шин. Но все эти новинки по-прежнему предполагают, что владелец автомобиля будет самостоятельно следить за состоянием «обуви» своего транспортного средства, не забудет обратить внимание на износ протектора, вовремя заметит трещины и иные повреждения поверхности. Ведь от этого во многом зависит безопасность автомобиля на дороге. Но в последнее время, когда, что там скрывать, уровень технической подготовки владельцев автомобилей опускается все ниже и ниже, а скоростные качества современного автопарка все растут и растут, многие компании начинают задумываться о том, чтобы сигнализировать автовладельцу о состоянии шин.
Первой ласточкой на этом поприще стало использование многими известными компаниями – производителями шин индикаторов износа протектора. Это специальные цветные метки, охватывающие значительную площадь поверхности, которые становятся видимыми, когда износ протектора приближается к критическим значениям. Такие индикаторы в настоящее время можно встретить практически на всех шинах известных брендов GoodYear, Michelin и др. Но эта первая ласточка пока все еще пассивная, и все же продолжает ожидать, чтобы хозяин бросил хотя бы беглый взгляд на колеса своего автомобиля.
А вот ученые университета Пардью (штат Индиана, США) сделали первые шаги в разработке «интеллектуальной» автомобильной шины. Эти шины будут предоставлять информацию владельцу о таких явлениях в шине как снижение давления внутри шины ниже определенного уровня, проколах и порезах, «грыжах» и прочих дефектах, смогут сигнализировать о неправильной установке шины на диске, дефектах и повреждениях колесных дисков , как штампованных, так и литых и кованых, которые могут привести к нарушению целостности шины. Кроме того, система предупредит водителя и неприятностях, которые еще не произошли, но могут случиться с шиной в ближайшее время. Все это стало возможным благодаря применению для создания перспективных покрышек новых многослойных материалов и малогабаритных сенсорных элементов. В результате вся поверхность шины представляет собой единый сверхчувствительный датчик, фиксирующий малейшие изменения в структуре шины. При этом все измерения производятся в кратчайшие сроки (не более 1 с), а обработанные результаты мгновенно выдаются на экран дисплея бортового компьютера. Как сообщают разработчики, первыми такие шины получат спортивные автомобили, но новинка в самом скором времени будет распространена и на шины для легковых автомобилей и на грузовые шины. Самым интересным в новинке является ее стоимость. Для производителей новая шина станет дороже существующих образцов всего лишь на доллар. Естественно, для покупателей это изменение будет гораздо более чувствительным, но, по оценкам специалистов, удорожание не превысит 50 долларов на шину.
Остается сказать лишь то, что не только ученые и конструкторы Нового Света движутся в этом направлении. Специалисты компании Pirelli тоже работают над созданием шин, оснащенных микрочипами, которые будут сигнализировать о температуре и состоянии дорожного покрытия, остаточном ресурсе шин и сообщать о необходимости произвести их замену.