Что такое усилитель тормозов, сегодня знает, пожалуй, каждый водитель - современный автомобиль без него просто немыслим. С усилителем рулевого управления тоже знакомы многие: кто на практике, а кто заочно. А вот усилитель кузова - термин не очень понятный.
Немного ликбеза
Любителям автоспорта известно, что усилением кузова занимаются спортсмены. Они вваривают в него специальный силовой каркас, сделанный из тонкостенных труб. Этот "скелет" увеличивает прочность кузова настолько, что позволяет экипажу автомобиля остаться живым и почти невредимым в случае возникновения различных дорожных коллизий и даже при перевороте автомобиля на крышу. В подобном случае этот своеобразный усилитель кузова относится к одной из составляющих пассивной безопасности. Задача подобных средств - снизить тяжесть последствий дорожно-транспортного происшествия, так как они вступают "в работу" тогда, когда аварийная ситуация уже наступила. Причем пассивно - без активных действий со стороны водителя или других участников движения. А вот предотвращение аварии - это прерогатива активной безопасности. К средствам, ее обеспечивающим, относятся характеристики и системы автомобиля, использование которых происходит через активные действия людей -водителей транспортных средств. Наиболее важные ее составляющие - тяговая и тормозная динамика, а также управляемость автомобиля. Вот о ней, а точнее о возможности ее улучшения, и пойдет наш разговор. Ведь увеличение жесткости кузова, кроме уже отмеченных выше прочностных моментов, положительно влияет именно на характеристики управляемости автомобиля. Ужесточенный кузов меньше скручивается между передней и задней осями (пусть даже на совсем небольшую величину) при маневрах на дороге. Следовательно, автомобиль с более жестким "телом" будет четче исполнять "рулевые команды" водителя.
До сих пор самым элементарным усилителем кузова, положительно влияющим на управляемость автомобиля, считалась распорка (или растяжка), устанавливаемая между арками передних колес. В "СВ" писали о ней уже не раз. Изначально появившееся в спорте, это решение стало привычным элементом тюнинга переднеприводных вазовских моделей и нашло массовое применение среди автомобилистов, относящих себя к спортсменам. Устанавливается этот элемент очень просто: нужно лишь отвернуть-завернуть в подкапотном пространстве шесть гаек верхнего крепления стоек передней подвески - и ты уже можешь считать себя гонщиком. Неважно, что влияние подобного изделия (особенно на ВАЗ-2108/09, и без того известных своим "острым" рулевым управлением) на управляемость автомобиля со штатными шинами 70-процентного профиля на обычных дорогах, в обычных режимах движения обычный водитель просто не ощутит. Ведь, по расчетам спортсменов, такая деталь увеличивает скорость при прохождении связки, подчеркиваю, связки (!) поворотов, всего на несколько процентов. И реальная польза от ее применения может быть только тогда, когда счет идет на доли секунды.
Производители этих изделий, хорошо понимающие специфическое отношение к ним потребителей, стали окрашивать свою продукцию в ярко-желтый цвет, чтобы сделать ее хорошо заметной каждому, кто бросит пусть даже мимолетный взгляд в моторный отсек. Пускай все видят, что владелец машины с поперечиной в моторном отсеке - почти спортсмен, ведь у них такие же!
Новинка для "продвинутых"
Но вот появился новый элемент "ужесточения" кузова, причем более эффективный, нежели растяжки, о которых речь шла выше. Сегодня мы поговорим об усилителях, встраиваемых в задней части кузова автомобилей "десятого" семейства. Разработала их тольяттинская фирма "ТехноМастер", начинавшая свои работы по тюнингу автомобилей с тех самых передних растяжек.
И не просто разработала. Эти ребята относятся к тюнингу серьезно, "по-взрослому". В плане профессионализма и отношения к делу я бы считал их сравнимыми с известным немецким "Брабусом", занимающимся тюнингом "Мерседесов". Ведь и ботторпские, и тольяттинские специалисты работают в тесном контакте с заводскими инженерами. Например, доводил свое новое изделие "ТехноМасгер" в лабораториях научно-технического центра ВАЗа. А после получения достойных результатов испытаний (с установкой усилителя жесткость кузова увеличивается для ВАЗ-2111-12 примерно на 20%, а "десятого" седана почти на четверть!) согласовал применимость изделия на вазовских автомобилях с конструкторской службой завода. Шаг, надо сказать, очень ответственный, но говорящий о том, что под выражением "Его Величество Тюнинг" в "ТехноМастере" понимают настоящую доработку и настройку автомобилей, изменяющие их ходовые качества.
Созданный усилитель представляет собой положенную на бок слегка вытянутую "О"-образную раму из трубы наружным диаметром 34 мм, встраиваемую в заднюю часть кузова за спинкой заднего сиденья. Нижняя часть рамы крепится в нижних точках крепления ремней безопасности. Верхняя - у седана на места крепления кронштейнов полки, расположенной за спинкой заднего сиденья, а у ВАЗ-2111-12 под фиксаторами откидных спинок заднего сиденья. Для универсала и хэтчбека создана модификация усилителя со съемным верхним горизонтальным элементом, что позволяет сохранить "грузовые" характеристики этих автомобилей. Впрочем, специалисты "ТехноМастера" считают, что усилитель кузова предназначен не для "грузовозов" (тех, кто постоянно использует свой универсал или хэтчбек для перевозки больших предметов), а для водителей, получающих удовольствие от управления автомобилем. Сегодня многие владельцы универсалов зачастую покупают такую модель, чтобы выглядеть деловым человеком, а не ради ее "грузовых" способностей.
Что же дает усилитель кузова, установленный на автомобиль? Каждый знает, что автомобиль - это всегда компромисс. Изменить значимость свойств существующего комплекса можно только за счет изменения других.
Начнем с того, что "лежит на поверхности". Владельцы "одиннадцатых" и "двенадцатых" моделей обнаружат, что усилитель несколько скрадывает размеры багажного отделения. Особенно это заметно, когда вперед откинуты спинки заднего сиденья. Расстояние между арками задних колес, характеризующее максимальную ширину допустимо перевозимых крупногабаритных предметов, уменьшилось на величину двух диаметров труб, из которых изготовлен усилитель. Кроме того, в случае необходимости перевозить громоздкие вещи при сложенных задних сиденьях потребуется ключ, чтобы снять верхнюю трубу, для этого придется отвернуть четыре болта. Тем, кого эти моменты "напрягают", советую еще раз перечитать предыдущий абзац.
Есть и еще один скользкий момент, касаемый псевдоспортсменов. Усилитель кузова, хотя он и яркожелтого цвета, менее заметен для посторонних, чем передняя растяжка, установленная в моторном отсеке и хорошо заметная даже при кратковременном открывании капота якобы для проверки уровня масла в двигателе или доливки омывающей жидкости. В общем, "случайная" демонстрация усилителя осложнена. Чтобы увидеть его даже при открытом багажнике, придется "занырнуть" в него хотя бы взглядом.
Положительный "персонаж"
А теперь ищем, что же мы выиграли.
Достоинств больше, чем недостатков. Самое главное, усилитель кузова положительно влияет на управляемость автомобиля - ведь именно для этого он и создавался! В чем это выражается? Некоторая "вальяжность" в манерах "десятки" исчезает и сменяется более четкими реакциями. Исчезает некая "задумчивость" ВАЗ-21110/11/12 при действиях рулевым колесом. Создается эффект легкого подруливания задней оси, помогающего вписаться в поворот. В общем, с усилителем кузова машина в быстрых поворотах ведет себя более покладисто. Эти изменения в первую очередь заинтересуют "активных" водителей, то есть тех, кто получает удовольствие от управления автомобилем, а не просто перемещает себя, пассажиров и багаж или груз "из пункта А в пункт Б". Но при этом понятно, что активная безопасность автомобиля улучшается для всех его пользователей, независимо от их интересов и манеры вождения - ведь предельная (читай: критическая) скорость при выполнении маневра на дороге возросла!
К тому же усилитель положительно влияет и на пассивную безопасность. При боковом ударе, не дай Бог, конечно, он служит дополнительной защитой в зоне заднего сиденья. К тому же при фронтальном столкновении или ударе сзади он будет дополнительным препятствием для груза, норовящим под действием сил инерции проникнуть из багажника в салон.
Есть и еще один интересный и немаловажный момент, весьма привлекательный для наших, российских, автомобилистов, - усилитель улучшает прочностные характеристики кузова. А это положительно влияет на его долговечность, что особенно актуально при движении по ухабистым дорогам.
Итог всему сказанному подводить пока рано. На первый взгляд кажется, что плюсов у усилителя кузова больше, чем минусов. Но окончательно определиться с этим мы сможем только после того, как дороги полностью очистятся от снега, льда и окончательно подсохнут. Тогда мы сами оценим влияние усилителя кузова на управляемость автомобиля и непременно расскажем о полученных результатах.
Андрей Антонов
"Семь Верст" № 11 (155), апрель 2002г.