Насколько безопасны отечественные автомобили по нормам сегодняшним и нормам будущего?
Мы никогда не писали об истинной безопасности наших автомобилей, то есть той, которая обеспечивается конструкторами в экстремальных ситуациях на дороге. Например, какие требования предъявляются сегодня к автомобилям при лобовых столкновениях? Об этом - в сегодняшнем выпуске.
Госстандарт, ты нас обманул?
Недавно в российском автомобильном мире разгорелся скандал - популярное автомобильное издание опубликовало результаты собственного испытания, которое в автомобильных кругах называют коротко, на английский манер, краш-тестом. В данном случае - лобовой или почти лобовой удар. Результаты для отечественных автомобилей не просто плачевны - они катастрофичны: из максимальных 16 баллов "Москвич-214101" "Святогор" набрал 4 балла, "Иж-2126" "Ода" - 2, "ВАЗ-2107" - 0 баллов! Так что же получается - Госстандарт, который выдал автозаводам необходимые для выпуска машин документы, по сути, совершил преступление?
- Ничего подобного! - авторитетно заявил генеральный директор Центрального автополигона Вячеслав Резниченко. - Все автомобили, выпускаемые нашими автозаводами, соответствуют всем нормам безопасности. Причем не только российским, но и международным. Иначе бы они не продавались за рубеж.
В чем же дело? Просто испытатели-журналисты поставили автомобили в более жесткие условия. Настолько жесткие, что они ни в какой стране официально не применяются.
Безопасность сегодня. И завтра
До недавних пор фронтальный краш-тест проводился при прямом столкновении, то есть удар всей "мордой" в стенку, на скорости 48,3 км/час, причем без манекенов. Эти правила действуют и сейчас не только в России, но и в большинстве стран Европы. Всего два года назад российские требования ужесточились в соответствии с европейскими - удару подвергается 40 процентов "морды" автомобиля уже на скорости 56 км/час и не в бетонный куб, как раньше, а в деформируемый брус - ближе к реальным столкновениям автомобилей. Но эти требования вступят в силу для машин, которые встанут на конвейер после 1 октября 2003 года!
Однако ничего нового для наших специалистов в этом нет. Наш автополигон под Дмитровом уже 8 лет проводит по этой методе испытания, на ВАЗе она применяется 3 года. Эти испытания не являются официальными, они нужны только заказчикам, которыми чаще всего выступают сами автозаводы.
Откуда эти правила берутся?
Время от времени в Женеве собираются члены ЕЭК ООН и обсуждают в том числе и безопасность автомобилей. Требования к безопасности постоянно повышаются. Каждую поправку вынашивают годами, а то и десятилетиями. Затем страны вводят их в действие у себя, причем каждая в удобное для нее время. Так и мы правила 1998 года приняли в 1999-м, но дали нашим автопроизводителям 4 года на доработку.
А вот что нас ждет послезавтра
Нашумевшие краш-тесты были проведены по программе ЕuroNCAP, разработанной британской лабораторией транспортных исследований TRL и консультационным центром безопасности автомобилей VSC Ltd. по заказу европейских обществ защиты прав потребителей. По этой программе скорость фронтального столкновения должна быть не 56 км/час, а 65! Казалось бы, подумаешь, 9 км разницы. К тому же на первый взгляд эта скорость больше соответствует реалиям сегодняшнего дня. Это верно. Но верно и то, что многие автомобили способны развивать и куда большие скорости - и 200, и 250 км/час по плечу. Значит, надо делать машины настолько безопасными, чтобы и при этой скорости люди остались целы? Увы, это невозможно. Можно сделать кузов машины суперкрепким, но тогда резко возрастут нагрузки на тело человека, ведь кузов, сминаясь при ударе, становится амортизатором. Поэтому не пугайтесь несоответствия сегодняшних отечественных (и западных, кстати, тоже) автомобилей послезавтрашним нормам безопасности, дорогие российские автомобилисты! Ездите спокойно, ваши машины не гробы. И пусть наши души радуются, что послезавтра уже наши дети будут гораздо более защищены в этом стремительном мире, чем были защищены мы.
27 ноября 2001 г.
Вячеслав ВАРЁНОВ, Юрий ГЕЙКО.
КП Автоликбез