В России начала действовать европейская сеть автосервисов AD с оборотом более 4 млрд евро. Сеть предлагает независимым предприятиям по ремонту иномарок свою вывеску в обмен на обязательство соблюдать единые стандарты обслуживания и закупать запчасти у поставщиков сети. Россияне закупают запчастей для иномарок по меньшей мере на 600 млн евро в год, причем большая часть продаж приходится на небольшие магазины и неавторизованные сервисы - именно на таких участников рассчитывает AD в нашей стране.
Брэнд AD принадлежит некоммерческому партнерству Autodistribution International (ADI) со штаб-квартирой в Брюсселе. В него входят 600 дистрибьюторов запчастей и около 19 000 станций техобслуживания в Европе. В 2002 г. оборот группы составил 4,2 млрд евро.
Premier Automotive Group (PAG) - некоммерческое партнерство, объединяющее четыре независимых оптовых предприятия по продаже автозапчастей в Москве ( "Альфа-Технология Аутомотив", "Москворечье", Smartec) и Санкт-Петербурге ( "Колесо Фортуны"). В этом году оборот компаний, входящих в PAG, составил, по данным представителей партнерства, около 40 млн евро.
Как говорится в сообщении, распространенном представителями сети AD, совет директоров ADI и российская PAG подписали соглашение о создании компании AD Russia, которая получит право развивать брэнд AD на российском рынке. Как пояснил "Ведомостям" Михаил Шабалин, директор по маркетингу AD Russia, сначала будут открыты несколько "показательных" сервисов, а затем начнется поиск независимых партнеров. Российские участники сети AD станут использовать каналы дистрибьюции ADI (официальными поставщиками группы являются многие европейские производители запчастей, например Bosh, Hella, SKF, ZF и др. ) , технологии обслуживания автомобилей, обучения персонала, а также возможность обмениваться опытом со всеми другими членами ADI. Шабанов говорит, что AD Russia планирует в 2004 г. открыть в Москве около пяти собственных автосервисов под брэндом AD, на примере которых будет показано, как работает концепция AD garage (автосервис и магазин запчастей). По оценке AD Russia, сейчас около 80% продаж автозапчастей в стране приходится на независимые станции техобслуживания. Емкость московского рынка запчастей для иномарок (без учета смазочных материалов, автохимии, шин, аккумуляторов и аксессуаров) Шабанов оценил в 110 млн евро, а российского - в 600 млн евро.
Валерий Тараканов, директор по маркетингу автоторговой компании "Рольф холдинг", считает, что инициатива AD Russia заинтересует представителей малого бизнеса. "Членство в таких ассоциациях для маленьких сервисов - единственный способ обеспечить себе доступ к большой сети снабжения, позволяющей быстро получать любые необходимые запчасти", - считает он. Вообще же, по мнению Тараканова, независимые станции не будут конкурентами для авторизованных сервисов: "Это две разные ниши рынка - авторизованное обслуживание требует достаточно больших инвестиций и позволяет вести сложные виды ремонта. Простые операции в постгарантийный период могут проводиться и на универсальных станциях. Это направление будет активно развиваться, так как цены в таких сервисах ниже". Аналитик Объединенной финансовой группы Елена Сахнова отмечает, что наиболее успешные независимые сервисы должны конкурировать с авторизованными по качеству и именно контроль за качеством они могут обеспечить в рамках ассоциации.
Олег Коростелев, директор московского автосервиса "ВДВ", специализирующегося на обслуживании Audi и Volkswagen, назвал предложение AD "очень интересным", поскольку оно позволяет получить доступ к европейским производителям и технологиям. "ВДВ" пыталась стать авторизованной станцией техобслуживания Volkswagen. "Однако в представительстве немецкого концерна нам сообщили, что в России представляют только дилерство, а это требует очень больших инвестиций", - говорит Коростелев. По данным представительства Volkswagen, инвестиции в создание дилерского центра (шоу-рум и станция техобслуживания) составляют не менее чем $2 млн. А вот сотрудник сервиса "Автоимидж", специализирующегося на автомобилях Mazda, считает, что идея такого объединения "слишком нова".
Елена Виноградова,
Ведомости