Рост российского авторынка резко замедлился (в марте +13%), больше всего – в бюджетном секторе, но дилеры и производители не видят в замедлении «ничего критичного». Одни из аналитиков солидарны с дилерами, другие ожидают усугубления стагнации к лету.
Согласно Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте продажи легковушек выросли в РФ на 13%, до 252,8 тыс. против 25% и 39% по итогам 2011 года. Динамика продаж замедлилась у большинства брендов из десятки лидеров. У Renault они выросли на 17%, у Toyota и Chevrolet – на 11%, у Ford – на 8%. По итогам года у всех перечисленных был рост на 30-60%. У некоторых брендов легковых иномарок продажи в марте резко упали: на 66% у Fiat, на 38% у Daewoo, на 32% у Honda, на 22% у Suzuki.
Самое сильнее падение продаж в марте было у самых бюджетных моделей. У АвтоВАЗа оно идет пятый месяц, после завершения госпрограммы утилизации, но впервые после кризиса столь резкое снижение отмечено у недорогих иномарок, продажи которых замедлились с сентября. У Daewoo Nexia они упали на 36%, до 3,1 тыс., у Chevrolet Lacetti – на 28%, до 2,5 тысяч, у Renault Logan – на 11%, до 6,3 тысяч. У остальных бюджетных иномарок отмечено ощутимое замедление роста. Так, у Ford Focus продажи выросли только на процент.
Автоконцерны объясняют спад техническими причинами, в первую очередь обновлением моделей.
Дилеры «не видят ничего страшного» в замедлении роста, а замедление до 13% объясняют резким падением продаж российских марок. По оценке руководителя департамента корпоративных коммуникаций «Рольфа» Марии Заикиной, продажи иномарок в марте выросли на 25%, она бы говорила скорее об эффекте высокой базы, чем о реальном замедлении. Продажи иномарок в бюджетном сегменте –Hyundai, Kia, Volkswagen, Renault уверенно растут, считает Мария Заикина.
С ней согласен президент ГК «Фаворит Моторс» (
дилер Opel и Chevrolet) Владимир Попов, в его дилерской сети продажи в марте выросли на 35%. В зоне риска – производители, не обновившие линейку и продающие морально устаревшие модели, а имеющие «свежий товар» Chevrolet, Kia, Hyundai, Opel будут уверенно расти, считает он.
Аналитик «Атона» Михаил Пак считает, что ситуация на авторынке может ухудшиться к лету. В апреле и мае автопродажи, особенно в бюджетном секторе, могут стабилизироваться на «дне», достигнутом в марте, к лету падение может перекинуться в более дорогие ниши. Об этом свидетельствует, к примеру, снижение на 27% продаж Lexus в марте. Коллега Михаила Пака из «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов настроен менее пессимистично. Он связывает падение спроса в бюджетном секторе авторынка с прекращением программы утилизации и ужесточением условий автокредитования.