На 21 декабря приходится два знаковых события в истории нашего предприятия. Во-первых, в этот день ровно 35 лет назад автозавод был сдан в промышленную эксплуатацию; во-вторых, к дате приурочен выпуск первого “миллионника”.
У молодых, еще не очень хорошо знакомых с вазовской биографией заводчан может возникнуть недоуменный вопрос: как это так, уже миллион автомобилей ездили по дорогам страны – а завод только-только приняли в эксплуатацию? Да и некоторые подразделения отмечают свое 40-летие – выходит, они старше завода? Может, ошибочка вышла?
Нет никакой ошибки. И все полностью укладывается в логику возведения нашего уникального предприятия. Любой в этом сможет убедиться, если проследит хронологию событий, связанных с ВАЗом конца 60-х – начала 70-х годов.
Хранитель фондов музея ВАЗа Тамара Пищулева четко ориентируется в датах:
14 января 1967 года вынут первый ковш грунта на строительной площадке Волжского автомобильного.
В марте 1971 года сдана в эксплуатацию первая очередь завода.
В январе – декабре 1972 года сданы в эксплуатацию соответственно вторая и третья очереди.
И, наконец, 21 декабря 1973 года Государственная комиссия приняла в промышленную эксплуатацию весь комплекс Волжского автомобильного завода им. 50-летия СССР.
Опять же в первую очередь для молодого поколения вазовцев напомним хорошо известный факт: завод был принят с оценкой “отлично”. В решении Государственной комиссии записано:
“К приемке представлен Волжский автозавод... мощностью на выпуск в 660 тыс. легковых автомобилей в год (ВАЗ-2101 – 390 тыс. штук, ВАЗ-2102 – 50 тыс. штук, ВАЗ-2103 – 220 тыс. штук) и выпуск запасных частей и прочей продукции на 75 млн. руб. в год…
Серийное производство на заводе начато в июле 1970 года, через 43 месяца с начала строительства. На третьей очереди проектная мощность достигла 70%”.
(Еще через год завод вышел на проектную мощность, выпуская каждые 22 секунды легковой автомобиль).
И принятие в промышленную эксплуатацию всего комплекса завода на Волжском автомобильном было отмечено выпуском миллионного автомобиля. Если сход с конвейера первых машин проходил в обстановке секретности, сохранилось совсем немного фотографических свидетельств, сделанных рабочими “из-под полы”, то на этот раз Виктор Николаевич Поляков не только разрешил фотографировать, но и попросил предусмотреть в сценарии митинга – всем участникам надо подарить фото на память.
Совсем недавно в музей поступили новые документы, которые относятся к организации торжеств в честь приемки завода и схода миллионного автомобиля. До последнего времени часть этих документов хранилась в заводском архиве. Благодаря им известно, как четко, до минуты, было организовано все действо. Причем В.Н.Поляков живо интересовался этим вопросом и даже кое-что лично надиктовал… Читая эти бумаги, явственно представляешь, как все было:
“Миллионный автомобиль запускается по третьей цепочке 20 декабря вечером таким образом, чтобы при нормальной работе он сошел с конвейера на следующий день, 21 декабря, в 14.30. Между трибуной и главным конвейером должна быть прямая телефонная связь. Сошедший с конвейера автомобиль осматривается дефектчиками по всем видам работ: кузовщиками, двигателистами, агрегатчиками. Дефекты, если они будут, полностью устранить к 16.00. Осмотр автомобиля поручается лучшим рабочим. Затем автомобиль устанавливается в цехе № 46 на специальную площадку, охраняется дружинниками. Там же находится лучший водитель-испытатель СКП, которому доверено перегнать машину в корпус экспедиции во время митинга. В кабине машины – четыре лучших рабочих от металлургов, механосборщиков, прессовщиков и от КВЦ…”
Остается рассказать о судьбе автомобиля ВАЗ-2103 под номером 1 000 000. Его намеренно не пустили в товар, а оставили у себя. Через два года на заводе был создан музей, где и занял свое почетное место первый вазовский “миллионник”. Он стал отличным подарком вазовцев самим себе и напоминанием о том, чем жил завод и его коллектив в 70-е годы прошлого века.
Рина Маркова.
"Волжский автостроитель"