В ноябре 2005 года в Тольятти прошла II Всероссийская научная конференция «История ОАО «АВТОВАЗ»: уроки, проблемы, современность». Предметом обсуждения на конференции стали вопросы развития страны, автомобильной отрасти и АВТОВАЗа - в особенности имеющие общероссийское значение...
На заседании секции «АВТОВАЗ и его роль в массовой автомобилизации страны: социокультурные последствия» собрались исторические персоны АВТОВАЗа: патриарх вазовского автосервиса Рафаил Кислюк, ветеран АВТОВАЗа Юрий Флигин, жена первого генерального директора ВАЗа Татьяна Данилова-Полякова... «Ученый совет» секции составили тоже именитые люди - профессор РАГС при Президенте России Мария Зезина, профессор Мичиганского университета (США) Льюис Сигельбаум, профессор университета Упсала (Швеция) Юкка Тронов.
В своем выступлении Рафаил Кислюк вспомнил слова Виктора Николаевича Полякова о том, что «создавать систему автосервиса еще сложнее, чем построить сам автозавод». Первый генеральный как в воду глядел - ситуация была архисложной. Кислюку все пришлось начинать с нуля. Работа по созданию сети техобслуживания не обходилась без серьезнейших конфликтов на местах:
- Мы начали создавать передвижные станции техобслуживания. Кое-где это вылилось в настоящий шалман. Так, с согласия Совета Министров Грузии мы направили в республику две передвижные станции. По прибытии станций в Грузию их немедленно арестовали. Не экипажи, а всю технику и все, что было в комплекте. Мне сказали, что арест передвижек был произведен по указанию секретаря ЦК компартии Грузии Думбадзе. По словам Думбадзе, у них в республике автосервис хорошо организован, и нам там делать нечего... В ответ нам пришлось запретить поставку в Грузию серийных автомобилей до того, пока во всем не разберемся. Генеральный директор ВАЗа это указание не отменил, но поручил быстро во всем разобраться... Объехав всю Грузию в вазовском темпе, работая по 16 часов в сутки, через два дня вернулись в Тбилиси. За два часа мы написали жесткую справку, а рано утром в кабинете у зампреда Совмина Грузии Кикнадзе бой за вазовский автосервис был нами выигран. После этого мы закрепились в Грузии всерьез и надолго.
Наконец, начали строить автоцентры. К каждому прикрепляли передвижки... Так началась эпоха автомобилизации всей страны. Наша система автосервиса сыграла определяющую роль в этом сложнейшем процессе «человек-автомобиль». И всегда мы стремились в первую очередь думать о потребителе. Мы спасали заводскую репутацию не один раз. Был такой случай с вакуумным усилителем тормозов. На заводе, который их делал, кончился лист толщиной 3 миллиметра для изготовления крышек. Директор завода дал разрешение - штамповать крышки из 2-миллиметрового листа. С такими «туфтовыми» крышками было выпущено и продано 30 тысяч автомобилей. Тормозная система была нарушена. Тормоза отказывали - и это, разумеется, приводило к аварийным ситуациям. Так вот, мы за один (!) месяц нашли эти автомобили по всей стране и заменили всем усилители тормозов.
Подробнее о конференции было рассказано в газете "Волжский автостроитель".