поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Я знаю город будет…

Первая статья об АвтоВАЗе в журнале "За рулем", опубликованная в 1968 году.

Тольятти. О городе у Жигулей знает сейчас каждый. Здесь сооружается Волжский автомобильный завод - завод-гигант, один из крупнейших во всем Восточном полушарии.
У въезда щит. Надпись "Тольятти строится". Эта короткая фраза лучше всего говорит о сегодняшнем дне бывшего Ставрополя. Строятся автозавод, десятки домов, магазинов, школ. Строят свою жизнь тысячи людей-сегодняшние строители, завтрашние автозаводцы.
       Куйбышевгидрострой. Так называется организация, воздвигающая завод и новый город. На счету этого коллектива много замечательных сооружений, от Куйбышевской ГЭС до комплекса завода синтетического каучука и "старого" города Тольятти. (Да, город родившийся всего несколько лет назад, сегодня уже называют "старый Тольятти" в отличие от нового, растущего у автозавода.)
       Здесь работают люди со всех концов Союза, сюда поступает продукция десятков предприятий страны. Это Волжский автомобильный - ударная комсомольская стройка, еще одна славная страница истории комсомола. Юных всегда влечет романтика, размах, небывалость масштабов. Не случайно на строительной площадке в Тольятти можно встретить рядом с новичками молодых "ветеранов". Они создавали сибирскке гидростанции, дороги и рудники крайнего севера и востока страны. Их чувства хорошо выразил в стихах плотник Виктор Бугаев:

Жил в тайге я, в палатке,
Далеко побывал.
Но такой стройплощадки
Никогда не видал...
...До чего ж это кстати,
Что попал я сюда -
В юный город Тольятти,
В добрый город труда!

       Неудивительно, что каждый четвертый здесь - комсомолец, а средний возраст жителя г. Тольятти - 26 лет.
       Территория стройки - пятьсот шестьдесят гектаров - настоящее поле боя. Глубокие траншеи, горы поднятой земли, металл и бетон конструкций, огонь электросварки, техника, техника, рабочие в касках и ватниках, как бойцы. Да, идет бой. Мирная битва у Волги.
       1967-й был годом подготовки к решающему наступлению, создания прочных тылов. Проложены сотни километров шоссейных и железнодорожных путей, выросли автобазы, арматурные и бетонные заводы, растворные узлы. Дала первое тепло ТЭЦ.
       Возведено более ста тысяч квадратных метров жилья для строителей. В основном закончены фундаменты и каркасы нулевой очереди сооружений.
       Сегодня наступила решающая фаза. 1968-й - основной год строительства. Каркасы станут цехами. Большая часть главного корпуса, корпус вспомогательных цехов, ремонтно-литейный, ремонтно-кузнечный и прессовый, - вот далеко не полный перечень объектов, которые в этом году должны быть сданы. Монтажники уже летом приступят к установке и наладке оборудования. Объем работ растет. В прошлом году строители освоили около 74 миллионов рублей. План на нынешний год - 175 миллионов. Каждые сутки в стены, завода будут укладываться 4 тысячи кубометров монолитного бетона, монтироваться 2,5 тысячи кубометров сборного железобетона, 400 тонн металлоконструкций. Это вдвое, впятеро и в десять раз больше, чем в 1967 году.
       Строители уверены - сроки будут выдержаны.
       Трудно даже представить масштаб сооружений завода. Вот главный корпус. Два километра (!) в длину, 500 метров в ширину. Производственная площадь - 720 тысяч квадратных метров. А общая площадь всех корпусов и цехов - около двух миллионов квадратных метров! Все население Москвы и Ленинграда можно укрыть от дождя. Объем главного корпуса чуть меньше одиннадцати миллионов кубометров. Для сравнения можно сказать, что это в 50 раз больше объема самого обширного на ВДНХ Павильона товаров народного потребления, в четыре раза больше университета на Ленинских горах в Москве.
       Громадны и другие цехи. Прессовый, корпуса вспомогательных цехов, запасных частей. Их площади исчисляются десятками тысяч квадратных метров.
       Иначе и не может быть. Ведь меньше чем за две минуты с конвейеров должны сойти пять автомобилей. Сто шестьдесят в час. За рабочий день (две смены) - 2200, в год - 660 тысяч. Если поставить эти машины бампер к бамперу в четыре ряда, они займут всю дорогу от Москвы до Ленинграда.
       Тысячи деталей, из которых состоит современный автомобиль, пройдут сто пятьдесят километров различных конвейеров завода, в том числе 200 автоматических линий, складываясь в агрегаты, узлы, готовые машины. Прямо со сборки новенький "ВАЗ" (так условно назовем будущий автомобиль - машина еще не получила имени) попадет в туннель, ведущий на обкаточный трек. Обкатка и проверка. Все в порядке - на погрузочную площадку (для перевозки машин будут использоваться специальные двухэтажные железнодорожные платформы).
       На новом заводе многие вспомогательные помещения, транспортные линии, энергетические коллекторы размещены под землей.
       Главный туннель энергосети пересекает всю территорию автозавода. Здесь укладываются кабели - силовые и связи, монтируются распределительные щиты. Диаметр коллектора таков, что по нему может пройти грузовой автомобиль.
       Каждому корпусу придается комплекс вспомогательных помещений. Любому из почти пятидесяти тысяч работников завода обеспечено место в раздевалке, в столовой. В обеденный перерыв столовые завода должны накормить всю смену (а это двадцать с лишним тысяч человек) одновременно - за полчаса.
       Завод строится. В четвертом квартале будущего года он даст первые автомобили, а в 1972 году выйдет на полную проектную мощность. Это очень ответственная задача.
       Чтобы выполнить ее, надо своевременно дать Волжскому автомобильному заводу все комплектующие изделия. Для этого строятся заводы-смежники, реконструируются десятки существующих предприятий.
       Руководство таким сложным, многогранным и большим производством должно быть организовано по-новому. Большую помощь в управлении Волжским заводом окажет электронно-вычислительная техника. Ежедневный контроль и учет поступления и движения материалов, запасов сырья и деталей, полученных от смежников, работы отдельных участков и цехов позволят глубоко анализировать и четко планировать производство с учетом перспективы.
       Перспективе подчинено здесь все. Экспериментальная, конструкторская и другие службы завода, размещенные в корпусе вспомогательных цехов, обеспечат регулярную подготовку производства новых моделей. Учебный центр будет постоянно удовлетворять нужды завода в кадрах квалифицированных рабочих, совершенствовать знания инженеров и техников.
       Строится новый город Тольятти. Расположенный на берегу Куйбышевского моря между двумя лесными массивами, он будет по-современному удобным и красивым. Здесь поселится около 200 тысяч человек. По генеральному плану рассчитано, что у многих семей будут автомобили. Для них предусмотрены подземные гаражи.
       Сейчас первые три комплекса двенадцати- и девятиэтажных домов (с бытовыми и культурными службами) вырастают над Волгой.
       Создается один из величайших заводов и еще один социалистический город

За Рулем, Москва, май 1968 г.
А. БРОДСКИЙ, спец. корр. "За рулем" г. Тольятти
01.12.2008 09:24:48
Последние статьи
  02.09.2024 Как водителю снизить стресс, сев за руль после долгого отпуска
  01.08.2024 Больше 70% машин в автопарке России старше 10 лет
  01.07.2024 В центре Москвы трое на БМВ похитили итальянского бизнесмена
  03.06.2024 РоАД ищет справедливости у ФАС
  02.05.2024 Выбор моторного масла для китайцев
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!