С 1995 года на АВТОВАЗе существует дирекция по информационным системам. Она была создана на базе управления организации производства и еще нескольких подразделений, связанных с информационными технологиями. Подобной структуры, по сути, нет ни на одном крупном российском предприятии. По мнению Владимира Тихонова, главы дирекции по информационным системам, именно в такой структуре, согласно которой ему подчинены, казалось бы, несовместимые направления деятельности, в немалой степени и кроется залог успеха всего предприятия.
Три в одной
-
Какие направления курирует директор по информационным системам АВТОВАЗа?
- Основное - информационные системы (ИС), пронизывающие все отрасли деятельности предприятия. Второе по значимости направление - связь и телекоммуникации. О развитости этого направления говорит хотя бы такой случай. Когда в 1992 году у нас не было прямого выхода на Москву, мы своими силами пробросили по дну Волги оптоволоконный кабель и вышли на столицу напрямую, минуя Самару. Кроме того, в качестве резервного канала связи мы имеем свой собственный спутниковый канал. Третье направление - полиграфическая деятельность. У нас имеется своя типография. Половину объема всей ее продукции составляют бланки для первичных документов и для отчетов, формируемых в информационной системе.
В правильности подобной структуры я постоянно убеждаюсь на практике. Вот только один пример. Когда мы провели на предприятии телекоммуникационную сеть, то сеть изначально предполагалась единой, чтобы ей можно было пользоваться и для компьютерной связи, и для телефонной. На других заводах, насколько я знаю, происходит дублирование, что влечет за собой дополнительные траты.
Есть и исторические причины того, что информационные системы и телефония оказались под одной крышей. С самого первого дня на ВАЗе управление сборкой автомобиля происходило в реальном времени, потому как никакой человек не мог контролировать процесс, когда каждые 20 секунд собирается автомобиль. Поэтому с 1970 года автоматизированная система управления производством работала в реальном времени. А так как без телефонных каналов связь мы обеспечить не могли, то телефония оказалась в ведении управления организации производства.
- Что охватывает информационная система АВТОВАЗа?
- Информационные системы охватывают большинство бизнес-процессов на ВАЗе - начиная от организационно-технологических систем управления, которые управляют исполнительной автоматикой на автоматических линиях, например сварки, и исполнительной автоматикой межцехового транспорта (это подвесные толкающие конвейеры) и заканчивая самым верхним уровнем выдачи информации для управления на весь руководящий состав. На ВАЗе автоматизированы почти все процессы управления: закупка товарно-материальных ценностей, подготовка к производству новых автомобилей, управление основным и вспомогательным производствами, организация труда и заработной платы, организация ремонта и обслуживания технологического оборудования, отгрузка товарной продукции, продажа автомобилей, экономика, бухучет, финансы и другие.
- Как вы оцениваете уровень вазовской информационной системы?
- Несмотря на то, что мы информационную систему разрабатывали, по сути, собственными силами, ее уровень весьма высок. Конечно, не обошлось без привлечения специалистов из фирм, производящих компьютерное оборудование и программное обеспечение. Например, для разработки специальной системы по управлению робототехническим комплексом сварки привлекались специалисты итальянской фирмы "Логосистем", которая разрабатывала аналогичные системы для ФИАТа. У подобных контактов взаимный интерес. Мы перенимаем опыт и знания, они расширяют рынок сбыта для своей продукции.
Секрет удачной работы системы - в высоких требованиях, которые мы изначально к ней предъявляем. Ведь некоторые разработчики отказались с нами работать только потому, что не были уверены в своих возможностях. Так, система управления сборкой автомобиля, которая имеет более 150 оконечных устройств (терминалы, компьютеры, печати), имеет норматив простоя не более 47 минут в месяц. Как правило, мы укладываемся, но бывают эксцессы, когда не успевали вовремя заменить технику и перейти на новые информационные технологии. Но это было только всего несколько раз за 31 год.
- Каковы возможности у вазовской ИС верхнего уровня - контрольные показатели деятельности?
- Она имеет порядка 180 различных форм, диаграмм, графиков и таблиц по самым разным направлениям: производство, поставки, экономика, персонал, качество и так далее. Около 200 руководителей АВТОВАЗа пользуются возможностями системы, которая позволяет в реальном времени следить за сборкой автомобилей. Кроме того, с определенной периодичностью выдается вся информация по всем основным направлениям деятельности предприятия.
- Какими параметрами характеризуется вся информационная система?
- В систему включено 120 серверов, 10 крупных вычислительных центров и 6,5 тысячи оконечных физических рабочих мест, на которых организовано 8,5 тысячи логических рабочих мест.
- Были перенять западный опыт в области информационных технологий?
- Мы думали о возможности применения крупных интегрированных информационных систем, которые имеют большой авторитет в мире. Одно время мы сотрудничали с голландской фирмой BAAN и рассматривали возможности внедрения ее систем "Тритон" и BAAN-4. Затем были контакты с фирмой SAP, которая распространяет одноименный продукт, работающий на стандартных программных модулях. Но сотрудничества не получилось. Оказалось, продукты очень плохо адаптируются к нашему рынку и абсолютно не адаптируются к нашим финансовым условиям. Кроме того, их системы оказалось сложно использовать из-за наличия множества специфичных задач, которые решаются на ВАЗе. Но нет худа без добра: мы многому научились и многое у них переняли.
Если отказ от сложных интегрированных систем тогда был вынужденным, то сегодня мы считаем, что их внедрение уже нецелесообразно. Мы ограничились покупкой инструментальных систем по более приемлемым ценам, например HOLОS. Это специальный продукт, который позволяет программистам быстро готовить информацию в виде таблиц, диаграмм и цифр, что очень удобно для восприятия руководителями. Он адаптирован к нашей ИС и позволяет контролировать весь производственный процесс.
Но была еще более важная причина для отказа. Чтобы внедрить интегрированную систему, надо было перестраивать организационную структуру управления предприятием. К этому должен быть готов управленческий аппарат, но мы посчитали, что к этому не готовы. Когда корпорация "Боинг" решила внедрить у себя BAAN, то пришлось очень много перестраивать, ко всему прочему, нужна переподготовка всего управленческого аппарата.
- То реформирование, которое сейчас идет на ВАЗе, учитывает особенности ИС?
- Реформирование - это внедрение новых управленческих технологий, а информационные системы - инструмент, который поддерживает эти самые управленческие технологии. Конечно, мы ориентируемся на возможности нашего инструмента. Но реформирование, организация производства идут на первом месте.
- Почему ВАЗ и на этот раз не пошел по пути "Боинга"?
- Нужно учитывать историю, менталитет, национальные особенности русского характера. Революцию очень сложно сделать. Кроме того, на сегодняшний день я не знаю ни одного случая успешного применения ни SAP, ни BAAN в России.
- Какими интегрированными системами будут пользоваться на создаваемом СП?
- У "Дженерал моторс" есть дочерняя компания IDS, которая как раз и занимается разработками информационных систем управления для всех автомобильных заводов GM, а также для других предприятий. Не исключено, что именно ей поручат заниматься СП.
- Входят ли в сферу ИС производства, которые находятся вне основной площадки АВТОВАЗа?
- Процесс вовлечения смежников, поставщиков и удаленных производств в единую информационную систему пока еще находится только в стадии внедрения. В сфере наших интересов находятся такие предприятия, как тольяттинские "АвтоВАЗагрегат" и "ВАЗинтерсервис", сызранский "Пластик", димитровградский ДААЗ, которые производят компоненты для автомобиля и от ритмичной работы которых зависит сборка на конвейере. И здесь самая главная проблема сетей.
- Как вы ее решаете?
- Мы завершили прокладку основных магистралей телекоммуникационной сети по заводу и, по сути, замкнули оптоволоконное кольцо. Также сотрудничаем с различными телефонными компаниями города. У нас установились неплохие связи с ТМРЦЭС (бывший ГУЭС), АИСТом и другими. По крайней мере, на сегодня решена проблема телефонной связи завода с городом, хотя совсем недавно дозвониться с завода в город и обратно было проблематично.
Кроме того, мы уже имеем связь с каждым управлением по региональным поставкам (УРП). В каждом из 51 УРП внедрена наша информационная система. Обмен информацией идет в режиме "реального времени". В УРП мы сообщаем, какие автомобили отгружены, в ответ нам идет информация о проданных автомобилях и поступлении денежных средств.
- А как обстоит ситуация с Е-бизнесом и возможностями продажи автомашин через Интернет?
- Действительно, в Америке подобный сервис очень развит. "Форд" даже выпустил специальную модель, которую можно купить только через Интернет. Но, кстати, эйфория, которая наблюдалась еще недавно по поводу электронной торговли, постепенно уступает место трезвому расчету. Бум прошел. В России все сложнее. По моему мнению, пока есть возможности для организации Е-сотрудничества только для фирм-юридических лиц. Что касается физических лиц, то электронные торги автомобилями еще преждевременны. Все дело упирается в низкую обеспеченность россиян персональными компьютерами...
Александр ШМЫГОВ
20.07.2001
Дело