поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

История создания полигона (отрывки)

(Из интервью с начальником управления дорожных испытаний и доводки автомобилей АО "АВТОВАЗ" Анатолием Михайловичем Акоевым)

– Анаталий Михайлович, теперь мне хотелось бы перейти к вопросу о вазовскам полигоне. Сколько лет вы обходились без него.. Или традиционные дорожные испытания уже перестали удовлетворять?
– Они не заменяют, а дополняют друг друга. Даже если построить сотню полигонов, без испытаний в условиях дорог общего пользования, когда машина максимально приближена к своему естественному существованию, не обойтись. Но и никакие дополнительные тысячи километров обычных дорог не заменят то, что может дать специальный полигон. По обеспечению специально заданных условий для автомобилей, для максимального уплотнения и, в результате, сокращения длительности испытаний, для своевременного выявления недостатков новых моделей, а, значит, и снятия претензий будущих владельцев машины.
Не говоря о том, что на дорогах общего пользования, ДОП, как мы их называем, обеспечивать испытательные режимы просто небезопасно. ГАИ и так закрывало глаза на многие прегрешения наших водителей, особенно по превышению скорости, но это все не бесконечно. Мы не случайно говорили, что от ДОП до ДТП, то есть дорожно-транспортного происшествия, даже не шаг, а полшага. Основные зарубежные автомобильные фирмы обязательно имеют свои полигоны, а то и несколько, как мне, например, довелось увидеть в Америке у "Дженерал Моторс". Мы же вплоть до последнего времени имеем по сути дела единственный полигон, отвечающий современным требованиям, – в Дмитрове. Но и он стал тесен, порядком устарел за 50 лет своей жизни. К тому же люди наши сидели в Дмитрове месяцами, в отрыве от дома, тут уж никогда добра не жди. Шли массовые жалобы жен, распадались семьи, – как, какими деньгами это расценить
– А что, неужели в вазовскам проекте ФИАТ не предусмотрел такого пригона?
– Не могу даже объяснить это. Очевидно, его не оказалось в проектном задании. Для обкатки машин, выходящих со сборочного конвейера, был предусмотрен небольшой трек, который мы активно использовали и для своих нужд, хотя это и не совсем то, что требуется.
Где-то в начале 70-х, будучи еще генеральным директором ВАЗа, В.Н. Поляков подтвердил, что полигон заводу нужен, и выделил около 5 миллионов рублей, - это были тогда неплохие деньги. Мы с В.В.Фроловым начали срочно искать место вблизи Тольятти для будущего полигона. Максимально привязываясь к имеющемуся ландшафту, чтобы вписаться в него, избежать дополнительных работ.
Нашли несколько подходящих площадок: в Жигулевске, за радиозаводом, в Шигонском районе, в Ставропольском у Ташлы. Привлекла длинная лощина, по бокам достаточно крутые склоны. Уже представляли: понизу можно пустить динамометрическую дорогу – скоростную, идеально ровную, а рядом участки горного профиля. Все вписывалось. И наконец – "Сосновка". Мы строили наполеоновские планы, но вдруг оказалось, что финансирование закрыто. Было очень обидно, но мечту свою мы с В.В.Фроловым не оставили, наброски, кроки по полигону сохранили. В уверенности, что его время обязательно придет.
Надежда забрезжила в 1986 году, после приезда в Тольятти М.С.Горбачева и правительственного решения о создании НТЦ ВАЗа. Мы решили поднырнуть под него, хотя в правительственном постановлении конкретно о полигоне ни слова не было(там каждый пункт, что должно входить в НТЦ утверждался отдельно). Но была одна строчка – "комплекс дорожных испытаний". И когда говорили, что нашего объекта тут нет, мы – "Как нет? А это?!" "Но здесь же определены мизерные деньги. Что вы на них построите?"
И все-таки мы зацепились. Даже начали готовить материалы на отвод земли. По нашим расчетам выходило где-то 750 гектаров. С этими проектами мы и полезли в Москву, в Совмин. Мы - это В.В.Фролов, я и Ю.К.Целиков, - в то время он курировал строительство НТЦ, мужик на редкость моторный, умеющий быстро зажигаться сам и зажигать других, он сразу включился со всей энергией, напором. Так, тройной тягой, все местные инстанции мы прошли, а в Москве уперлись в глухую стену. "Вы хоть и ВАЗ, но должны меру знать". Мне даже в порядке особой доверительности, показали бумаги в "земельной папке". "Смотрите, Министерство обороны. Просьба выделить 11 гектаров где-то в Сибири. Виза – "отказать". Еще заявка, где-то в тайге, на 34 гектара. Мы разрешили только13. Вы же претендуете на 750 гектаров, да еще большая часть пахотные земли. Соображаете, на что замахиваетесь?"
Тем не менее, продолжали ездить в Москву, искали хоть какие-то зацепочки, - в Совмин и пройти не просто, пропуск по одному твоему желанию не выпишут, еще убедить надо, чтобы тебя в каком-то отделе приняли, выслушали.
Капля за каплей и камень точит. Ко мне уже привыкли, от одного моего появления сразу же дергались: "А, опять вазовцы, со своим полигоном. Ну, и как у вас дела? Когда новые автомобили мы увидим?" "Какие автомобили, если вы землю под их испытание не даете? Так и будем за Западом в хвосте плестись?"…
Признаюсь, возили мы туда кое-что – почти же у всех личные "Жигули". А как тогда с запчастями было, всем известно. В конце концов, подписали выделение ВАЗу 396 гектаров земли, из них 98 пахотных. Но предупредили, что эту потерю земли мы должны сельчанам чем-то компенсировать. Был составлен перечень, который утвердили В.И.Исаков и В.В.Каданников.
Стали искать подрядчиков. Остановились на "Самарадорстрое", одной из мощнейших строительно-дорожных организаций области, и потихонечку приступили к работе в районе Сосновки. Местное население поначалу к нашему появлению особой радости не проявляло. Оно привыкло использовать эту землю под выпас, а тут ревущие и бешено носящиеся машины. Мы старались их ублажить. Заасфальтировали улицы в селе, сделали мостик через Ташелку, а прежде людям приходилось километра три обходить, привели в порядок два кладбища. Жилье стало строиться: для возведения коттеджей пригласили прибалтов, тогда отношения с ними были более чем доброжелательные. Плюс возможные рабочие места на самом полигоне и многое другое. Увидели, что мы свои обещания держим, и отношения потеплели.
Думаю, американцы из Космоса наш полигон давно засекли и на заметку взяли. Еще бы, в стране разруха, почти все стройки остановились, а здесь, в 45 километрах от Тольятти техника степь утюжит, горы земли с места на место переезжают. Объем земляных работ только на скоростной дороге превысил миллион кубометров, что соизмеримо с тем, что было выполнено в свое время по основным объектам ВАЗа.
Как ни трудно было с финансированием, руководство "АВТОВАЗа" нас всемерно поддерживало, с трудом, но деньги находило. С техникой даже легче, чем думали, оказалось: большинство строек в регионе стояло, любой механизм нам выделяли без задержки, еще и благодарили.
Основную тяжесть работ принял здесь на себя В.В.Фролов. Иметь такого коллегу и соратника, я считаю, огромная удача.
В свое время, когда закладывался автоспорт на ВАЗе, приобрели пару "Москвичей", - своих автомобилей еще не было,- и стали гоняться. Фролов этим увлекся, стал первым начальником бюро форсированных испытаний. Он крепко приложил руку к вазовскому автоспорту, который стал сильнейшим в Союзе, в России.
К сожалению, к "быстрым колесам" стало прилипать слишком много всякой "грязи" (деньги в этой сфере большие и часто почти бесконтрольные крутились), и Фролов вернулся к испытательной работе. Стал заниматься тормозами – плотно, добротно, как все, за что он брался.
Ну а когда пошел полигон, лучше кандидатуры для руководителя всей оперативной работы и не было.
Он в последнее время сидит в Сосновке безвылазно. Купил небольшой домишко, – единственно, когда с ребятами к нему в гости заходили, боялись, как бы он от какого резкого движения не завалился.
... Постепенно начали прорисовываться контуры полигона. Хотя был момент в 96-ом году, когда я уже готовился поставить на нашем ближайшем будущем крест. ВАЗ, сами знаете, оказался тогда в тяжелейшем экономическом положении, замаячила даже возможность банкротства, и чтобы выжить, решено было до предела ужать все, без чего пока можно обойтись, в частности пристально посмотреть незавершенку. Во главе эксперт- ной комиссии, которая готовила для совета директоров предложения, оказался В.Н. Поляков. И когда он позвонил, попросил свозить его на полигон, я не удивился, – все было предельно ясно.
Едем. По дороге, как известно, с ним не принято молчать, надо его подпитывать информацией. Я рассказываю о полигоне, который начинался с пяти миллионов, когда-то выделенных им, что выполнено, что должно быть. Конечно, деньги сюда требуются немалые, но если мы сейчас прикроем, все сделанное пойдет прахом.
Приехали, показал объекты. Времени у Полякова как всегда было в обрез. Он возвращался в город, я оставался на полигоне. Перед тем, как уезжать, спрашивает: "Как вы думаете, для чего я сюда приехал?" "Чего тут непонятного, Виктор Николаевич~ Все абсолютно ясно, вы приехали закрывать эту лавочку. "Ха- ха-ха, – смех его не часто кто слышал. – Правильно думаете". И уехал, больше ничего не сказав. Тем не менее, стороной, я уз- нал, что Поляков не внес наш полигон в список объектов, предлагаемых к консервированию.
Первоочередной явилась скоростная кольцевая трасса, 10 километров отличного многослойного полотна, с параболическими виражами, позволяющими развивать скорость до 250 километров в час. Чтобы обеспечить высокое качество, был объявлен международный конкурс - тендер, по результатам его мы избрали финнов. Вроде бы не ошиблись, работают они на совесть. Уже с 95-го года стали испытывать здесь свои машины, пусть и по сокращенной программе. Выручила нас "Сосновка" и по зимним испытаниям. Микроклимат местности обеспечивает температуры на 6-8 градусов ниже, чем вблизи от Тольятти, а это как раз то, чего часто и не хватало нам.
Прослышав про новый вазовский полигон, начали появляться дальние и ближние гости, с автозаводов России, СНГи даже дальнего зарубежья, - с "Порше", "Опеля" и шинной "Мишлен"…

Из книги "ВАЗ: Страницы истории"
01.12.2008 09:24:53
Последние статьи
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Холодильная витрина тут
ekb-torg.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!