|
|
|
Обсуждение |
|
|
|
|
|
|
АВТОВАЗ: стратегия прорыва.
|
8 октября в Москве в рамках конференции "Развитие автомобильной промышленности в России и СНГ" с докладом выступил председатель Совета директоров ОАО "АВТОВАЗ" Владимир Каданников. 8 октября в Москве в рамках конференции "Развитие автомобильной промышленности в России и СНГ" с докладом выступил председатель Совета директоров ОАО "АВТОВАЗ" Владимир Каданников. В докладе были раскрыты три главные темы, имеющие значение не только для АВТОВАЗа, но и для сотен его предприятий-смежников и партнеров в автомобильной отрасли. Это создание и запуск ЗАО "Джи Эм - АВТОВАЗ"; разработка стратегии ОАО "АВТОВАЗ" совместно с ведущей консалтинговой компанией A.T.Kearney; реформирование внешней и внутренней логистики ОАО "АВТОВАЗ", включая строительство индустриального парка. ШЕВРОЛЕ НИВА: ПРИХОД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 23 сентября в Тольятти с конвейера ЗАО "Джи Эм - АВТОВАЗ" сошел первый серийный автомобиль ШЕВРОЛЕ НИВА. Крупнейшая мировая автомобильная корпорация и крупнейший инвестиционный банк совместно с российским автопроизводителем впервые в России осуществили проект полномасштабного автомобильного совместного производства. В невероятно сжатые сроки - 13 месяцев - российская разработка поставлена на производство. Высокую оценку со стороны специалистов "Дженерал Моторс" получил как сам автомобиль, так и вазовские конструкторы и технологи, которые его разрабатывали и участвовали в подготовке производства. Создание ЗАО "Джи Эм - АВТОВАЗ" имеет ярко выраженный прорывной характер для российского автопрома. Это событие и приход других глобальных автопроизводителей во многом предопределит развитие российского автомобилестроения. Среди наиболее существенных факторов создания "Джи Эм -АВТОВАЗ" можно отметить следующие: - приход самых современных производственных и управленческих технологий в российский автопром; - исчезновение психологического барьера недоверия со стороны зарубежных инвесторов. Можно ожидать, что вслед за "Дженерал Моторс" и "Фордом" на российский рынок придут другие стратегические партнеры и инвесторы, - как в сферу производства автомобилей, так и производства комплектующих изделий; - новые, более жесткие требования к качеству и удовлетворению потребностей покупателя. Это не может не сказаться на повышении качества в производстве автомобилей и комплектующих, а также общей культуре отечественного автомобилестроения; - создание ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" позволит решать крайне важные социальные задачи: новые рабочие места, развитие наукоемких производств. Создание ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" еще более усиливает предпосылки к созданию Поволжского автомобильного кластера.
РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ОАО "АВТОВАЗ" Как отметил Владимир Каданников, сегодня на смену вынужденной стратегии выживания в российском автопроме должна прийти стратегия развития, а еще лучше стратегия прорыва. Промышленникам России, озабоченным макроэкономическими катаклизмами, было не до системного планирования и реализации стратегий. Даже в более стабильной западной экономике управление фирмами через стратегию является наиболее наукоемкой и комплексной задачей. Масштабность этой задачи, необходимость применения передового мирового опыта, и, наконец, приведение к единым международным стандартам российского автомобилестроения обусловило обращение руководства ОАО "АВТОВАЗ" к ведущей в мировом автомобилестроении консалтинговой фирме А.Т. Kearney. Привлечение такого консультанта позволило не только получить доступ к самым современным ноу-хау, но и, что не менее важно, оценить ресурсы АВТОВАЗа на основе сопоставления с мировыми лидерами и проведения бенчмаркинга. Весь проект состоит из двух этапов: диагностики и подготовки пятилетнего бизнес-плана. Этап диагностики разбит на 4 фазы: - оценка бизнес-окружения компании; - оценка текущего состояния компании; - анализ существующих производственных затрат и бенчмаркинг; - создание портфеля инвестиционных проектов и комплексный анализ различных стратегий. Анализ бизнес-окружения Наиболее существенными внешними факторами, влияющими на эффективность работы российских автомобилестроителей, является опережающий рост тарифов на энергоносители и сырье. По-видимому, этим определяется заметное снижение прибыльности отечественных предприятий уже в этом году, несмотря на общий рост ВВП. (Согласно Госкомстату, сальдированный финансовый результат [чистая прибыль минус чистый убыток] российских предприятий в первом полугодии нынешнего года составил 11,5 млрд. долларов, что на 39,8% ниже результатов аналогичного периода прошлого года). Естественным ответом компаний является стратегия внедрения ресурсосберегающих и экономичных (так называемых "худощавых" (lean)) производственных и управленческих технологий и увеличение объема производства. Тем не менее, не вс? так плохо в перспективе. Например, можно ожидать роста покупательной способности, при этом, судя по ряду оценок, будет расширяться сегмент покупателей, которые смогут приобретать автомобиль за 5,5 тыс. долларов и выше. Эти в целом позитивные факторы требуют уже сегодня серьезного осмысления с коррекцией позиционирования компании на рынке. Оценка существующего состояния компании Естественно, при выборе, куда и как двигаться, необходимо четко представлять, где сегодня находится предприятие. Оценка компании по ряду индикаторов показывает удовлетворительное положение даже в сравнении с мировыми лидерами. Так, например, по рентабельности ОАО "АВТОВАЗ" превосходит "Фольксваген" (13%) и "Даймлер-Крайслер" (17%) и находится в равной позиции с "Дженерал Моторс" (21%). Тем не менее, текущее удовлетворительное состояние может быть быстро утеряно под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, если не будет разработана эффективная стратегия. Доминирующая позиция ОАО "АВТОВАЗ" на российском рынке в классе "С" может измениться из-за давления по соотношению "цена/качество" как внутри класса, так и в других классах. Уже сегодня ценовое преимущество ОАО "АВТОВАЗ" над конкурентами сокращается, что сказывается на доле рынка. Для сохранения конкурентоспособности ОАО "АВТОВАЗ" должен открыть программы резкого повышения качества и удовлетворенности потребителя. Инвестиционный портфель Основным инструментом реализации стратегии компании является инвестиционная программа. Проводя сценарный анализ вариантов, ориентированных на различные сочетания мало-, средне и высокозатратных мероприятий, можно выбрать наиболее рациональную инвестиционную стратегию. На основании портфельного анализа мероприятий можно получить набор вариантов развития фирмы. Параметром, определяющим траекторию развития, может являться объем инвестиций. В настоящее время специалисты АВТОВАЗа готовят комплексный бизнес-план, который охватывает все сферы деятельности предприятия на ближайшие 5 лет. Наличие такого документа позволит управлять компанией через стратегию. Бизнес-планирование будет использоваться не для обоснования или оправдания уже принятых решений, а для выработки решения на основе анализа сценариев развития и соответствующих бизнес-планов. Упрощение через стратегию Реализация выше указанных задач невозможна без реформирования в области стратегического управления. Сегодня ОАО "АВТОВАЗ" совместно с А.Т. Kearney проводит работу по следующим основным направлениям: - Стратегическое планирование, - Организация, - Управление персоналом. Среди наиболее актуальных направлений следует отметить: - многоуровневый и постоянный контроль за ключевыми показателями, отвечающими стратегическим целям; - поддержание обратной связи в процессе реализации; - разработка стратегий служб вице-президентов и бизнес-единиц. К сожалению, сопоставление численного состава персонала ОАО "АВТОВАЗ" с показателями лидирующих мировых компаний сегодня - не в нашу пользу. Предприятие существенно ограничено социальным фактором. Видимо, одним из возможных путей решения проблемы является работа по развитию регионального автомобильного кластера, который позволит более эффективно развивать инфраструктуру. В этой деятельности необходима координация действий с органами власти. Необходимо развивать малый и средний бизнес, инжиниринговые и консалтинговые компании, сферу соответствующих услуг. Подобная программа поможет обеспечить дополнительную занятость и менее болезненно осуществлять реорганизацию в сфере управления персоналом. АВТОВАЗ намерен учитывать международный опыт, например, опыт создания кластеров в Пьемонте (Италия), Штирии (Австрия), в земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия). Одной из важнейших структур кластера является индустриальный парк. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ Глобализация и общие тенденции развития мирового автомобилестроения предполагают: - переход на модульную сборку и ярусную организацию поставщиков; -переход от "толкающих" (рынок рассматривается как пассивный потребитель результатов технологической активности производства) к "тянущим" (упор на важность рынка) технологиям производства и внедрение позаказной сборки (естественно, с учетом невысокой покупательской способности в России эти процессы идут медленнее); - неуклонное повышение качества. Все это основано на внедрении современных логистических технологий: поставок "точно в срок", "точно в последовательности", управлением цепочками поставщиков, электронными системами передачи данных о поставках. Сегодня можно наблюдать ярко выраженную тенденцию, когда производственная и управленческая модернизация предприятий происходит через строительство рядом с давно существующими заводами новых современных индустриальных парков. В условиях глобализации и интеграции российские автопроизводители не могут стоять в стороне от передового опыта мирового автомобилестроения. Естественно, что, используя зарубежный опыт, нужно учитывать специфику российского производства. Принимая решения по реформированию логистики, учитываются три основных три фактора: - экономическую целесообразность проектов; - ресурсные ограничения для предприятий в условиях необходимости запуска новых моделей; - постепенный переход к позаказной сборке. В рамках предпроектного анализа рассматриваются лучшие решения ведущих мировых автопроизводителей. С целью получения самой последней и адекватной информации специалисты АВТОВАЗа тесно взаимодействуют с зарубежными консалтинговыми фирмами и логистическими операторами (Институт логистики профессора Шмидта в Саарбрюкене, фирма "Ферросталь", фирма "Шнеллске"). В частности, в настоящее время в ОАО "АВТОВАЗ" работает группа немецких консультантов, которая совместно со специалистами завода и сотрудниками Поволжского отделения Российской инженерной академии (российский консультант ОАО "АВТОВАЗ") прорабатывает технико-экономическое обоснование строительства индустриального парка и вопросы повышения эффективности системы логистики АВТОВАЗа. Проект индустриального парка - это существенный шаг с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности. Естественно, что отношения сборочного завода с поставщиками комплектующих, работающими на базе парка предполагает более открытые отношения и снижает риски, как для завода, так и для поставщика. Строительство индустриального парка - очень значимый и ресурсоемкий, но не единственный проект в комплексной программе реформирования логистики ОАО "АВТОВАЗ". Весь проект по логистике, как и в случае стратегии корпорации, включает этап диагностики системы логистики, проведение бенчмаркинговых исследований, ряд других подпрограмм: - реформирование организационной структуры управления логистикой; - снижение нормативов запасов; - внедрение оптимальных методов управления запасами; - комплекс работ по таре, включающий разработку новых типов тары; - оптимизацию тарооборота, стандартизацию тары; - внедрение прослеживаемости поставок; - внедрение информационной логистической системы. На последнем направлении стоит остановиться особо. Сегодня логистическая информационная система не только обеспечивает организацию внутренних бизнес-процессов логистики предприятия, но - что не менее важно - является эффективным инструментом поддержки сквозной системы управления поставщиками. Перед нами стоит задача создания системы обмена информацией "АВТОВАЗ - Поставщики" в стандартизованном для зарубежных фирм формате. В мае следующего года в Тольятти планируется провести симпозиум по логистике совместно с российскими и зарубежными партнерами АВТОВАЗа.
Пресс-центр ОАО "АВТОВАЗ"
01.12.2008 09:25:10
|
|
|