поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

АВТОВАЗ: стратегия прорыва.

8 октября в Москве в рамках конференции "Развитие автомобильной промышленности в России и СНГ" с докладом выступил председатель Совета директоров ОАО "АВТОВАЗ" Владимир Каданников.  
8 октября в Москве в рамках конференции "Развитие автомобильной промышленности в России и СНГ" с докладом выступил председатель Совета директоров ОАО "АВТОВАЗ" Владимир Каданников.
В докладе были раскрыты три главные темы, имеющие значение не только для АВТОВАЗа, но и для сотен его предприятий-смежников и партнеров в автомобильной отрасли. Это создание и запуск ЗАО "Джи Эм - АВТОВАЗ"; разработка стратегии ОАО "АВТОВАЗ" совместно с ведущей консалтинговой компанией A.T.Kearney; реформирование внешней и внутренней логистики ОАО "АВТОВАЗ", включая строительство индустриального парка.

ШЕВРОЛЕ НИВА: ПРИХОД НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
23 сентября в Тольятти с конвейера ЗАО "Джи Эм - АВТОВАЗ" сошел первый серийный автомобиль ШЕВРОЛЕ НИВА. Крупнейшая мировая автомобильная корпорация и крупнейший инвестиционный банк совместно с российским автопроизводителем впервые в России осуществили проект полномасштабного автомобильного совместного производства. В невероятно сжатые сроки - 13 месяцев - российская разработка поставлена на производство. Высокую оценку со стороны специалистов "Дженерал Моторс" получил как сам автомобиль, так и вазовские конструкторы и технологи, которые его разрабатывали и участвовали в подготовке производства. Создание ЗАО "Джи Эм - АВТОВАЗ" имеет ярко выраженный прорывной характер для российского автопрома. Это событие и приход других глобальных автопроизводителей во многом предопределит развитие российского автомобилестроения. Среди наиболее существенных факторов создания "Джи Эм -АВТОВАЗ" можно отметить следующие:
- приход самых современных производственных и управленческих технологий в российский автопром;
- исчезновение психологического барьера недоверия со стороны зарубежных инвесторов. Можно ожидать, что вслед за "Дженерал Моторс" и "Фордом" на российский рынок придут другие стратегические партнеры и инвесторы, - как в сферу производства автомобилей, так и производства комплектующих изделий;
- новые, более жесткие требования к качеству и удовлетворению потребностей покупателя. Это не может не сказаться на повышении качества в производстве автомобилей и комплектующих, а также общей культуре отечественного автомобилестроения;
- создание ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" позволит решать крайне важные социальные задачи: новые рабочие места, развитие наукоемких производств.
Создание ЗАО "Джи Эм-АВТОВАЗ" еще более усиливает предпосылки к созданию Поволжского автомобильного кластера.

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ОАО "АВТОВАЗ"
Как отметил Владимир Каданников, сегодня на смену вынужденной стратегии выживания в российском автопроме должна прийти стратегия развития, а еще лучше стратегия прорыва. Промышленникам России, озабоченным макроэкономическими катаклизмами, было не до системного планирования и реализации стратегий. Даже в более стабильной западной экономике управление фирмами через стратегию является наиболее наукоемкой и комплексной задачей. Масштабность этой задачи, необходимость применения передового мирового опыта, и, наконец, приведение к единым международным стандартам российского автомобилестроения обусловило обращение руководства ОАО "АВТОВАЗ" к ведущей в мировом автомобилестроении консалтинговой фирме А.Т. Kearney. Привлечение такого консультанта позволило не только получить доступ к самым современным ноу-хау, но и, что не менее важно, оценить ресурсы АВТОВАЗа на основе сопоставления с мировыми лидерами и проведения бенчмаркинга.
Весь проект состоит из двух этапов: диагностики и подготовки пятилетнего бизнес-плана. Этап диагностики разбит на 4 фазы:
- оценка бизнес-окружения компании;
- оценка текущего состояния компании;
- анализ существующих производственных затрат и бенчмаркинг;
- создание портфеля инвестиционных проектов и комплексный анализ различных стратегий.
Анализ бизнес-окружения
Наиболее существенными внешними факторами, влияющими на эффективность работы российских автомобилестроителей, является опережающий рост тарифов на энергоносители и сырье. По-видимому, этим определяется заметное снижение прибыльности отечественных предприятий уже в этом году, несмотря на общий рост ВВП. (Согласно Госкомстату, сальдированный финансовый результат [чистая прибыль минус чистый убыток] российских предприятий в первом полугодии нынешнего года составил 11,5 млрд. долларов, что на 39,8% ниже результатов аналогичного периода прошлого года). Естественным ответом компаний является стратегия внедрения ресурсосберегающих и экономичных (так называемых "худощавых" (lean)) производственных и управленческих технологий и увеличение объема производства. Тем не менее, не вс? так плохо в перспективе. Например, можно ожидать роста покупательной способности, при этом, судя по ряду оценок, будет расширяться сегмент покупателей, которые смогут приобретать автомобиль за 5,5 тыс. долларов и выше. Эти в целом позитивные факторы требуют уже сегодня серьезного осмысления с коррекцией позиционирования компании на рынке.
Оценка существующего состояния компании
Естественно, при выборе, куда и как двигаться, необходимо четко представлять, где сегодня находится предприятие. Оценка компании по ряду индикаторов показывает удовлетворительное положение даже в сравнении с мировыми лидерами. Так, например, по рентабельности ОАО "АВТОВАЗ" превосходит "Фольксваген" (13%) и "Даймлер-Крайслер" (17%) и находится в равной позиции с "Дженерал Моторс" (21%).
Тем не менее, текущее удовлетворительное состояние может быть быстро утеряно под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, если не будет разработана эффективная стратегия.
Доминирующая позиция ОАО "АВТОВАЗ" на российском рынке в классе "С" может измениться из-за давления по соотношению "цена/качество" как внутри класса, так и в других классах. Уже сегодня ценовое преимущество ОАО "АВТОВАЗ" над конкурентами сокращается, что сказывается на доле рынка. Для сохранения конкурентоспособности ОАО "АВТОВАЗ" должен открыть программы резкого повышения качества и удовлетворенности потребителя.
Инвестиционный портфель 
Основным инструментом реализации стратегии компании является инвестиционная программа. Проводя сценарный анализ вариантов, ориентированных на различные сочетания мало-, средне и высокозатратных мероприятий, можно выбрать наиболее рациональную инвестиционную стратегию.
На основании портфельного анализа мероприятий можно получить набор вариантов развития фирмы. Параметром, определяющим траекторию развития, может являться объем инвестиций. В настоящее время специалисты АВТОВАЗа готовят комплексный бизнес-план, который охватывает все сферы деятельности предприятия на ближайшие 5 лет. Наличие такого документа позволит управлять компанией через стратегию. Бизнес-планирование будет использоваться не для обоснования или оправдания уже принятых решений, а для выработки решения на основе анализа сценариев развития и соответствующих бизнес-планов.
Упрощение через стратегию
Реализация выше указанных задач невозможна без реформирования в области стратегического управления. Сегодня ОАО "АВТОВАЗ" совместно с А.Т. Kearney проводит работу по следующим основным направлениям:
- Стратегическое планирование,
- Организация,
- Управление персоналом.
Среди наиболее актуальных направлений следует отметить:
- многоуровневый и постоянный контроль за ключевыми показателями, отвечающими стратегическим целям;
- поддержание обратной связи в процессе реализации;
- разработка стратегий служб вице-президентов и бизнес-единиц.
К сожалению, сопоставление численного состава персонала ОАО "АВТОВАЗ" с показателями лидирующих мировых компаний сегодня - не в нашу пользу. Предприятие существенно ограничено социальным фактором. Видимо, одним из возможных путей решения проблемы является работа по развитию регионального автомобильного кластера, который позволит более эффективно развивать инфраструктуру. В этой деятельности необходима координация действий с органами власти. Необходимо развивать малый и средний бизнес, инжиниринговые и консалтинговые компании, сферу соответствующих услуг. Подобная программа поможет обеспечить дополнительную занятость и менее болезненно осуществлять реорганизацию в сфере управления персоналом. АВТОВАЗ намерен учитывать международный опыт, например, опыт создания кластеров в Пьемонте (Италия), Штирии (Австрия), в земле Северный Рейн-Вестфалия (Германия).
Одной из важнейших структур кластера является индустриальный парк.
РЕФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИКИ РОССИЙСКОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
Глобализация и общие тенденции развития мирового автомобилестроения предполагают:
- переход на модульную сборку и ярусную организацию поставщиков;
-переход от "толкающих" (рынок рассматривается как пассивный потребитель результатов технологической активности производства) к "тянущим" (упор на важность рынка) технологиям производства и внедрение позаказной сборки (естественно, с учетом невысокой покупательской способности в России эти процессы идут медленнее);
- неуклонное повышение качества.
Все это основано на внедрении современных логистических технологий: поставок "точно в срок", "точно в последовательности", управлением цепочками поставщиков, электронными системами передачи данных о поставках.
Сегодня можно наблюдать ярко выраженную тенденцию, когда производственная и управленческая модернизация предприятий происходит через строительство рядом с давно существующими заводами новых современных индустриальных парков. В условиях глобализации и интеграции российские автопроизводители не могут стоять в стороне от передового опыта мирового автомобилестроения.
Естественно, что, используя зарубежный опыт, нужно учитывать специфику российского производства. Принимая решения по реформированию логистики, учитываются три основных три фактора:
- экономическую целесообразность проектов;
- ресурсные ограничения для предприятий в условиях необходимости запуска новых моделей;
- постепенный переход к позаказной сборке.
В рамках предпроектного анализа рассматриваются лучшие решения ведущих мировых автопроизводителей. С целью получения самой последней и адекватной информации специалисты АВТОВАЗа тесно взаимодействуют с зарубежными консалтинговыми фирмами и логистическими операторами (Институт логистики профессора Шмидта в Саарбрюкене, фирма "Ферросталь", фирма "Шнеллске").
В частности, в настоящее время в ОАО "АВТОВАЗ" работает группа немецких консультантов, которая совместно со специалистами завода и сотрудниками Поволжского отделения Российской инженерной академии (российский консультант ОАО "АВТОВАЗ") прорабатывает технико-экономическое обоснование строительства индустриального парка и вопросы повышения эффективности системы логистики АВТОВАЗа.
Проект индустриального парка - это существенный шаг с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности. Естественно, что отношения сборочного завода с поставщиками комплектующих, работающими на базе парка предполагает более открытые отношения и снижает риски, как для завода, так и для поставщика. Строительство индустриального парка - очень значимый и ресурсоемкий, но не единственный проект в комплексной программе реформирования логистики ОАО "АВТОВАЗ".
Весь проект по логистике, как и в случае стратегии корпорации, включает этап диагностики системы логистики, проведение бенчмаркинговых исследований, ряд других подпрограмм:
- реформирование организационной структуры управления логистикой;
- снижение нормативов запасов;
- внедрение оптимальных методов управления запасами;
- комплекс работ по таре, включающий разработку новых типов тары;
- оптимизацию тарооборота, стандартизацию тары;
- внедрение прослеживаемости поставок;
- внедрение информационной логистической системы.
На последнем направлении стоит остановиться особо. Сегодня логистическая информационная система не только обеспечивает организацию внутренних бизнес-процессов логистики предприятия, но - что не менее важно - является эффективным инструментом поддержки сквозной системы управления поставщиками.
Перед нами стоит задача создания системы обмена информацией "АВТОВАЗ - Поставщики" в стандартизованном для зарубежных фирм формате. В мае следующего года в Тольятти планируется провести симпозиум по логистике совместно с российскими и зарубежными партнерами АВТОВАЗа.


Пресс-центр ОАО "АВТОВАЗ"
01.12.2008 09:25:10
Последние статьи
  05.04.2018 Российский авторынок в марте вырос на 13,9%
  28.02.2018 В марте АвтоВАЗ удвоил скидки на Гранту и Калину
  28.02.2018 Трёхосный седельный тягач Камаз-65209 встал на конвейер
  17.01.2018 Особенности сцепной реакции
  15.01.2018 Серджио Маркионне вынес автопрому приговор
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Программа для автоматизации учета в ЖКХ на базе системы программ 1С
kvado.ru
Система рукопашного боя. Школа рукопашного боя. Клуб рукопашного боя
oganseki.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!