поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Зачем ВАЗу реактивный бомбардировщик, ракета "Тополь" и противолодочный вертолет

Если вы не были в техническом музее ВАЗа, то многое потеряли. Столько экспонатов вы больше не увидите нигде. Самолеты, вертолеты, бронетехника, танки, самоходные орудия, радиолокационная техника, артиллерия, морское вооружение, инженерная техника, а также железнодорожная и специальная. Это не считая пусковых установок и космических аппаратов.


Помощь генерала Шпака

Инициатива по созданию музейно-паркового комплекса принадлежит вице-президенту АВТОВАЗа Константину Сахарову, а идейный замысел — заместителю главного конструктора С. Прохорову.
Расположен музей чуть западнее НТЦ , занимая площадь в двадцать гектаров. Открылся он седьмого сентября 2001 года под напутственные слова тогдашнего президента АВТОВАЗа Алексея Николаева:
— Цель создания музея совершенно ясна — это анализ традиционных российских достижений прошлого и настоящего. Это воспитание молодежи с позиции патриотизма.
По сути, вся страна "вооружала" музей. Многие экспонаты доставлялись из воинских частей, есть техника списанная и морально устаревшая, что в данном случае не умаляет ее заслуг, а есть та, что сейчас стоит на вооружении. Многие известные генералы, историки побывали тут. Был даже начальник космодрома "Байконур". Командующий ВДВ Георгий Шпак в Тольятти приезжал два раза. Первый раз — на рекогносцировку. Ознакомился, посмотрел и долго жал руки вазовским генералам, дескать, важное дело делаете.
Потом приезжали подчиненные Георгия Ивановича и размещали привезенные экспонаты: боевые машины десанта, парашютную платформу и все, чем богаты Воздушно-десантные войска. Позже боевой генерал снова побывал в Тольятти и остался доволен экспозицией. Его не смутило даже то, что временно она размещена в... паровозном депо.
По словам заместителя начальника управления специальных испытаний Ганны Антоновой, сегодня музей насчитывает более четырехсот крупных экспонатов и свыше трех тысяч мелких. Если классифицировать крупные, то здесь преобладает военная техника. В конце концов, первоначальное значение слова "инженер" — лицо, управляющее военными машинами.
Сейчас идет пополнение музейных экспонатов в основном гражданского назначения. Из крупных военных — подводная лодка, которая пока стоит в Кронштадте и ждет своего часа. Одновременно ведется строительство "охранной" башни ХVI века, парашютной вышки ДОСААФ. Будут даже землянки времен Великой Отечественной войны.
Иностранная техника есть, но ее очень мало. Особое внимание привлекает штатовский "студебекер", выпущенный в сорок третьем году. В музей он попал из "Мосфильма", где был задействован в ряде картин. Пожалуй, самая известная — "Вор" Павла Чухрая.
Вообще, самолеты-разведчики здесь мирно соседствуют с пушками ХIХ века, а противолодочные торпеды с тропосферной станцией. Экспонатов так много, что о них можно рассказывать часами.

Белой акации гроздья душистые

Лично мне больше всего понравились танки и самоходки. Здесь представлены практически все образцы отечественной бронетехники: тяжелый танк ИС-3, средний танк Т-54-2, основные — Т-80У, Т-64А. Нет, думаю, смысла заниматься перечислением. А какие поэтические названия у самоходок: "Тюльпан", "Гиацинт", "Пион", "Акация". Ну ни гаубицы, а цветник какой-то.
Между тем та же самая "Акация" на расстоянии километра пробивает корпус танка, толщина брони которого 120 миллиметров. У самоходки башня сварена из листов катаной стали, выдерживающих удары бронебойных пуль, снарядов, выпущенных за триста метров. Боевое крещение самоходная гаубица прошла в Афганистане, а потом была использована в чеченских кампаниях. Иногда в телерепортажах показывают, как артиллерия федералов ведет прицельный огонь по позициям боевиков. Обычно бывает задействована "Акация".
Интересна история создания самоходной пушки "Гиацинт". В конце пятидесятых годов прошлого столетия наши советники в Китае попали в затруднительное положение. Гоминдановцы, обосновавшиеся на Тайване, установили батареи американских орудий и регулярно обстреливали материковый Китай. Коммунистам было нечем отвечать. Нет, они имели самые дальнобойные советские пушки, но те не накрывали гоминдановцев.
— Чем ответим проклятым империалистам? — спрашивали друг друга военспецы.
Выход был найден весьма оригинальный, поразивший не только гоминдановцев, но и американцев. Наши велели... нагреть снаряды и стрелять только при попутном ветре. Попробовали и разнесли, что называется, в щепки островную батарею. Затем еще одну, еще.
"Гиацинт" разрабатывали в Перми. Точнее, артиллерийскую часть — в Перми, шасси — в Свердловске, а снаряды — вообще в закрытом НИИ. Теперь 152-миллимитровая пушка могла накрывать цели на расстоянии тридцати километров, делая в минуту пять-шесть выстрелов.
Танк Т-80У считается одним из лучших в мире и находится на вооружении. Еще бы! Броня крепка, отличные ходовые качества. На шоссе танк может развивать скорость до 70 километров в час. Ему не страшны метровые стены, трехметровые рвы. Махина в сорок две тонны имеет спаренный и зенитный пулеметы и гладкоствольную пушку, которая ведет огонь кумулятивными, бронебойными осколочно-фугасными снарядами.
У меня в жизни с танками связан один забавный эпизод. Срочную я служил на Урале в закрытом городке, где располагалась курчатовская площадка. А когда учился в Ростове-на-Дону, то нужно было год прокантоваться в офицерском батальоне. Время от времени нас, независимо от военной специальности (у меня была военная журналистика), вывозили в различные части. Однажды забросили на танковый полигон.
И вот сижу я в окопчике, стараясь не испачкать форму, а на меня мчится танк. Ладно, думаю, он сейчас свернет и по колее уйдет вправо. А танк поворот проехал и по-прежнему движется на меня. Что делать? Может, механик не видит, что окоп не пустой?
Как потом оказалось, экипаж подобрался хулиганистый и. узнав, что привезли политсостав, решил пошутить — выгнать меня из окопа. Танк мчится, а я сижу. Он не сворачивает, и я не бегу. А куда бежать, если вместо оружия в кармане две авторучки.
Танк свернул за метров пять до окопа. Я когда в себя пришел, то понял, что в правой руке держал ком земли. Видно, инстинктивно гранату искал. Мальчишество, конечно, но до сих пор немного приятно, что не уступил танкистам.
— Как ведут себя посетители возле танков, самоходок? — спросил я у администратора музея Елены Прокофьевой, сопровождавшей нас.
— Рассматривают с любопытством, норовят либо сами залезть на броню, любо детей посадить и сфотографировать. Как-то подполковник приходил, бывший танкист. Это был такой восторг, такой фонтан эмоций. Он нам и про ходовую часть рассказал, и про люки, и даже про планетарный механизм поворота с электроприводом.
— Во всех музеях существует непреложное правило: экспонаты руками не трогать. А как у вас? Вот они какие мощные.
— Музей есть музей. Вообще, мы стараемся все люки заваривать — соблюдаем технику безопасности. Иначе кто-нибудь обязательно полезет открывать люк и может остаться без пальцев.
С февраля работники музея регулярно проводят экскурсии. Плата за просмотр чисто символическая, а удовольствие — на полмиллиона. Завтра, кстати, экскурсии бесплатно и на автопоезде, и пешком. Будет время, зайдите — не пожалеете!

Автор: Сергей РУСОВ
Источник: Газета "Площадь Свободы"
01.12.2008 09:25:22
Последние статьи
  02.09.2024 Как водителю снизить стресс, сев за руль после долгого отпуска
  01.08.2024 Больше 70% машин в автопарке России старше 10 лет
  01.07.2024 В центре Москвы трое на БМВ похитили итальянского бизнесмена
  03.06.2024 РоАД ищет справедливости у ФАС
  02.05.2024 Выбор моторного масла для китайцев
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!