поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

Аэродинамическая труба АВТОВАЗа

Автомобиль и аэродинамика

Тому, кто не строил, вряд ли дано понять, что это за объект - полномасштабная аэродинамическая труба. Разумеется, можно назвать ее размеры. Максимальная длина - 67,5 метров. Максимальная ширина - 29 метров. Длина продольной оси воздушного канала - 150 метров. Но это почти ничего не объясняет. Доверимся нашему "гиду" - начальнику отдела аэроклиматических испытаний Александру Владимировичу Балыкину.

Экскурсия в недрах трубы
Если объяснять как по учебнику, то большая аэродинамическая труба - это уникальный измерительный инструмент, в котором исследуемый объект (нас, конечно, интересует автомобиль) продувается равномерным воздушным потоком заданной скорости. В большой вазовской трубе можно испытывать в натуральную величину легковые, спортивные автомобили, микроавтобусы с площадью поперечного сечения до 4 квадратных метров.
- Максимальная скорость воздушного потока здесь 60 метров в секунду, - рассказывает Балыкин во время экскурсии. - Автомобиль устанавливается на поворотном круге, а под кругом расположены аэродинамические весы, которые измеряют три силы и три момента, действующие на автомобиль.
Три оригинальных решения достигнуты в конструкции большой трубы - качественный воздушный поток, достоверное воспроизведение дорожных условий и удобство проведения эксперимента.
Есть еще один нюанс. Щелевые стены и потолок. При необходимости они могут демонтироваться. И тогда наша труба будет на три четверти открытой. Это позволит проводить одновременно и аэродинамические, и акустические испытания.
Сопло трубы (вернее, самая широкая ее часть) составляет в высоту около 3 метров, в ширину - 6,2 метра.
Ради точности измерений в трубе поддерживается постоянный температурный режим - плюс 20 градусов.
В новой трубе уже побывали на испытаниях наши новейшие модели. Спортивная "десятка", мини-вэн 2120, модель 1119, "Нива"-2123… Иностранные аналоги тоже были - "Опель-Астра" и "Фиат Браво".
- Назовите одну из лучших на данный момент в мире моделей по аэродинамике?
- Надо сразу оговориться, что мы будем рассматривать только автомобили нашего класса, - замечает Балыкин. - Из серийных автомобилей можно назвать "Фольксваген Пассат". По крайней мере, официально заявленный коэффициент этого автомобиля - 0, 29.
- Говорят, здесь можно испытывать не только автомобили, но и другие конструкции?
- Первой такой конструкцией, испытанной в трубе, стала наша ладья - эмблема, которая будет установлена на "высотке".
…Уже после того, как мы побывали в трубе, я немного изучила ее схему. Как выяснилось, это труба замкнутого (геттингентского) типа. Если идти по направлению потока воздуха в трубе, то обязательно наткнешься на главный вентилятор. Его не заметить сложно. Гигант! Но это несколько иная тема.

Вентилятор для гулливера
Масштабы этого вентилятора "для великанов" говорят сами за себя. Диаметр - 7, 4 метра. Высота лопастей - 1,5 метра. Мощность двигателя - 2600 кВт. Максимальное число оборотов - 300 в минуту.
- Вентилятор - интернациональный, - рассказывает Балыкин. - Двигатель и системы управления у него - шведские. Металлоконструкцию вентилятора делали финны на судостроительном заводе. А лопасти изготовила немецкая фирма "Гофман".
Здесь сработал основной мировой принцип интеграции: "Каждый делает то, что он умеет хорошо делать".
Если фирма "Гофман" считается в мире лучшей по производству лопастей для вентиляторов, то зачем искать другого производителя?
Всего в этом вентиляторе 11 лопастей. Они должны быть одинаковы по весу. Когда мы собрали вентилятор и установили лопасти, оказалось, что даже не пришлось проводить балансировку. Настолько точно исполнила заказ фирма "Гофман".
Вентилятор потребляет много энергии. В момент пуска эта величина возрастает до 4,5 тысяч кВт. Разумеется, его включают только в часы производственного затишья.

Модельная труба в подземелье

Чтобы найти эта "малютку", нам пришлось спуститься в подвал. Модельная аэродинамическая труба - уменьшенная (в четыре раза) копия большой трубы.
Здесь испытываются макеты (1:4 или 1:5) автомобилей и микроавтобусов. И даже макеты грузовых автомобилей и автобусов в масштабе 1:10.
Размеры малой трубы, разумеется, не гигантские. Максимальная длина - 16,9 метра, максимальная ширина - 7,25 метра. Длина продольной оси воздушного канала - 37,5 м.
Здесь так же, как и в большой трубе, идет измерение аэродинамических нагрузок, действующих на объект, при помощи аэродинамических весов. Специальными методами изме-ряются параметры воздушного потока на поверхности объекта и в потоке вокруг него. Идет визуализация процесса обтекания объекта поверхностными и объемными методами.
Результаты испытаний дают оценку аэродинамических сил и моментов, действующих на макет. Идет оптимизация базовых форм моделей автомобилей на ранней стадии проектирования.
- В модельной трубе сначала проверяются какие-то принципиальные, общие закономерности, а в большой - уже идет детальная проработка, - поясняет Александр Владимирович.
Мы понаблюдали, как "колдуют" модельщики над макетом.
- Насколько я знаю по собственному опыту, понадобится не менее 400-500 измерений со всевозможными изменениями, прежде чем можно будет что-то сказать об аэродинамике автомобиля, - заметил Балыкин.
Эта цифра поразила меня не меньше, чем масштабы большой трубы.
Если вдуматься, то аэродинамические испытания - вечный научный эксперимент с непредсказуемым результатом.

Диана Стуканова,
газета "Волжский автостроитель",
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"
1998г.
01.12.2008 09:25:23
Последние статьи
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!