31 МАЯ крупнейший в стране производитель автомобилей "АВТОВАЗ" проведет собрание акционеров, где отчитается об итогах прошедшего года. Мы попросили президента - генерального директора компании Виталия Вильчика рассказать не о финансовых итогах, а о том, что предприятие делает для того, чтобы завоевать лояльность своих потребителей, покупателей автомобилей "ВАЗ".
- Виталий Андреевич, "АВТОВАЗ" недавно объявил о внедрении собственной "фирменной системы качества". Какой эффект вы ожидаете от этого нововведения?
- Надо сказать, что завод взял курс на улучшение потребительских свойств выпускаемых автомобилей, в том числе и качества, и не только. В последнее время действительно этой работе мы стали уделять повышенное внимание. Работа ведется ежедневно, и я считаю, что мы добились серьезных успехов. В прошлом году началась программа, по которой в автомобили вносят 300 конструктивных изменений. Завершится этот процесс до конца нынешнего полугодия. Но результаты можно оценивать уже сегодня.
Если посмотреть на динамику изменения качества отдельных деталей и узлов и в целом по моделям, то улучшения заметны даже дилетанту. Сейчас осталось 47 мероприятий, которые необходимо завершить. Часть из них касается стартера. В частности, мы перешли на безредукторный стартер, для чего понадобилось проводить серьезные переговоры с нашим поставщиком в Самаре. Перешли и на новый генератор. На выходе последнее решение конструкторов - бесшумный реечный механизм стеклоподъемника, который в отличие от предыдущей версии будет надежным и долговечным. Много сделано с точки зрения электрики и электроники, благодаря чему потребители избавились от сбоев, которыми прежде отличалось "десятое" семейство. Например, переходим на новые клеммные разъемы с великолепной герметичностью. Такое решение стоит недешево, но репутация компании, которая заботится о своих клиентах, бесценна.
- Не секрет, что качество автомобилей складывается из нескольких компонентов. Среди главных следует назвать уровень сборочных работ, качество деталей, производимых на "АВТОВАЗе", и качество комплектующих, закупаемых у поставщиков. Какие конкретные мероприятия проводит сегодня завод, чтобы повысить качество на всех этапах?
- Главным нашим достижением по праву можно считать создание трехуровневой системы качества. Первым уровнем является корпоративный. На нем определяются цели и задачи компании. Ко второму уровню относятся бизнес-единицы, из которых состоит акционерное общество, которое иначе можно назвать холдингом. Третий уровень - это поставщики. Создав такую трехуровневую систему, мы быстро убедились, что отчасти сами виновны в низком качестве продукции поставщиков. Требования к ним меняются, а технические задания остаются прежними. Это неправильно. Сейчас мы начали подготовку новых требований. Их внедрение займет не один месяц. Конечно, на смежников воздействовать гораздо труднее. Однако мы нашли способ. Недавно я подписал приказ, касающийся развития альтернативных производителей компонентов. Сделано это в первую очередь не из-за цен, а именно из-за вопросов качества. Кроме того, мы ужесточаем требования. Наши партнеры должны соответствовать уровню европейских компаний. А чтобы узнать, так это или нет, используется специальная методика, по которой высчитывается количество бракованных деталей из миллиона штук. Если та или иная компания соответствует нашим требованиям, то специалисты "АВТОВАЗа" ее аттестуют. Если нет, извините. Прежде всего рассматриваются фирмы, имеющие сертификат ISO-9000. В прошлом году начата огромная работа с производителями лакокрасочных материалов. Причем претензии аудиторов касались не только поставляемых эмалей, но и наших окрасочных камер. Поэтому исправление недочетов началось с двух сторон. В результате несколько месяцев назад была сделана глубокая модернизация первичного катафорезного грунта на "ВАЗ-2110". Кроме того, мы освоили двухкомпонентный грунт, который по сравнению с катафорезом повышает коррозионную стойкость в два раза, а по сравнению с анафорезом - в 4,5 раза.
Теперь среди наших работников и партнеров нет таких, которые не знают, что сегодня основным компонентом в производстве автомобиля является качество. Это наш приоритет, поскольку без наличия качественного продукта любая фирма обречена на гибель. Сегодня потребитель выбирает не просто колбасу, а вкусную колбасу, не просто машину, а хорошую машину.
- Известно, что "АВТОВАЗ" является крупным производителем запчастей. Возникают ли у предприятия проблемы, связанные с контрафактной продукцией?
- Да, к сожалению, такая проблема существует. Причем страдает в конечном счете не столько производитель компонентов, сколько потребитель. Ведь довольно часто автомобили ломаются из-за использования именно поддельных компонентов. Речь действительно идет о контрафактной продукции, изготавливаемой под маркой "АВТОВАЗа" с очень низким качеством. Конечно, мы пытаемся противодействовать.
Сейчас на заводе создается специальная структура, которая будет отслеживать нелегально произведенные запчасти, ведь, по сути, выпуск подделок является нарушением закона. Сейчас в Германии и Чехии закупается маркировочное оборудование, с помощью которого все детали будут упаковываться в едином фирменном стиле и иметь скрытый код. Увидеть его можно будет только благодаря специальному прибору. Кроме этого, на заводе осуществляется программа торговли запасными частями. В прошлом году ситуация складывалась не в нашу пользу. Около 40 процентов потребностей рынка обеспечивал "АВТОВАЗ", а все остальное приходилось на альтернативную сеть. В этом году мы коренным образом изменили расстановку сил. Теперь нам принадлежит 70 процентов.
- Что можно сказать о развитии компании в плане обеспечения себя качественными комплектующими? Каковы ближайшие перспективы?
- Настоящим прорывом в работе со смежниками станет создание автомобильного индустриального парка. Эта зона расположится на юге главного корпуса. "АВТОВАЗу" на новом предприятии будет принадлежать 25 процентов уставного капитала. Остальное достанется производителям компонентов, причем не только российским, но и иностранным. Мы уже провели консультации с немецкими, французскими и американскими компаниями. Теперь у нас есть уверенность, что инвесторы обязательно придут. Из главных направлений деятельности индустриального парка на начальной стадии следует выделить производство базовых деталей для двигателя и электрооборудования. В этом году должно начаться строительство корпусов. В 2004 году будут закупаться технологии и оборудование.
- Можно ли говорить о произошедших функциональных улучшениях в автомобилях "ВАЗ"?
- Все возможности для того чтобы устанавливать на автомобили самые современные системы, у нас есть, но потребности рынка в данном плане ограниченны. По сути, только из-за этого мы и сдерживаем такие работы. Например, мы давно готовы ставить ABS, климатические установки. Но это стоит достаточно дорого для основной массы наших покупателей, и большого спроса на дополнительные опции просто нет. Мы устанавливаем климатические установки, но только по специальным заказам.
Сейчас мы занимаемся подготовкой гидроусилителя и электроусилителя руля, и уже есть поставщики этих усилителей на "Ниву", включая старую модель. И на всех остальных моделях планируем установку аналогичного оборудования - уже даже приказ вышел о подготовке производства электроусилителя руля.
Кроме этого, ведем работу по дальнейшему усилению целого ряда узлов кузова автомобилей семейства "ВАЗ-2110" согласно новым европейским требованиям: это кософронтальный удар, боковой удар. Недавно мы нашли решение, испытали автомобиль на удары у себя и в НАМИ, получили положительный результат. Будет другая центральная боковая стойка, алюминиевый профиль. В качестве опции поставим подушку безопасности для водителя, что влечет за собой и замену рулевой колонки, поставим подушку безопасности для пассажира.
- Не повторит ли готовящаяся к производству "Калина" судьбу "десятки", выпуск которой откладывали на протяжении многих лет?
- Нашими специалистами создан план стратегических преобразований, который в первую очередь касается технического развития. Сегодня я рад констатировать, что первоначальные сроки по освоению новой продукции будут полностью выдержаны. Я имею в виду модель "Калина", которая в качестве опытно-промышленной партии появится в 2004 году. А через год начнется массовый выпуск этого семейства. На завершение этого проекта, включая затраты на маркетинг и торговлю, необходимо привлечь еще 400 миллионов долларов. Для решения задачи "АВТОВАЗ" активно выходит на российский и европейский фондовые рынки. С мая на Франкфуртской фондовой бирже ведутся торги с участием нашего акционерного общества. Речь идет о глобальных депозитарных расписках, так называемых GDR. 1 GDR акционерного общества соответствует 1 обыкновенной акции компании.
Что же сулит заводу появление на бирже? Этот шаг позволит привлечь средства, которые в первую очередь пойдут на новые проекты. Объемы займа мы пока не разглашаем, но в прессе уже появилась информация о 100 миллионах долларов. Скажу честно: нам нужно больше. Что касается оборудования для "Калины", то оно практически полностью закуплено. Сейчас идет монтаж в новом корпусе. Российскую новинку наверняка дружелюбно встретят центральные экспортные рынки, поскольку такого современного автомобиля по доступной цене Европа еще не знала. По потребительским качествам "Калина" будет соответствовать признанным лидерам европейского рынка Volkswagen Polo и Renault Clio. Эти машины заслужили популярность благодаря высокому комфорту, экономичности и малым размерам, что очень ценится в густонаселенных городах Старого Света.
Предполагаемый срок начала производства новой отечественной малолитражки - вторая половина будущего года. В 2005 г. свет должны увидеть 60 тыс. "Калин". А еще спустя два года строящаяся сейчас линия выйдет на проектную мощность в 230 тыс. машин.
- Скажите, а принцип производства новой модели будет аналогичен существующему или будут применены какие-то другие технологии?
- Принцип применяется совершенно иной. Машина будет изготавливаться на разделенных нитках конвейера без принудительного ритма сборки. Если в сборочном процессе допущена ошибка, то конвейер в обязательном порядке нужно остановить. Здесь применяется так называемая островная технология, по которой автомобиль с дефектом выводится из рабочей зоны на специальный "островок". Там устраняются все недостатки.
- Неужели будущие надежды "АВТОВАЗа" связаны исключительно с "Калиной"?
- Конечно, нет. Мы отлично понимаем, что если не делать инвестиций, то по нашим расчетам завод проживет до 2010 года. Поэтому мы идем на значительные капиталовложения. Самым главным на сегодня действительно является освоение модели "Калина", на которую требуется около 400 миллионов долларов. Но это не единственный проект. Около 50 миллионов "АВТОВАЗу" нужно выделить на подготовку производства нового автомобиля класса "С". Еще 387 миллионов необходимо на осуществление других инвестиционных проектов, также включающих модернизацию существующих и создание новых моделей. 319 миллионов должно пойти на модернизацию и замену оборудования, которое к настоящему моменту изношено на 80 процентов.
Эта пятилетняя программа обойдется в 1,13 миллиарда долларов, то есть примерно по 230 миллионов в год. Параллельно с "Калиной" мы занимаемся модернизацией семейства автомобилей "ВАЗ-2110". Причем эту работу правильнее назвать созданием новой машины, а не рестайлингом. Изначально эта модель должна была пойти в серию через два года, но я настоял, и сроки запуска перенесли на 2004 год. Сейчас же в качестве переходного этапа выходит вариант "ВАЗ-2110Т". Эта машина уже выпускается на главном конвейере. До конца года будет изготовлено более 12 тыс. экземпляров. Отличие от старого варианта заключается в новой передней части.
- На августовской выставке в Москве много шума наделал проект модернизированной "классики". Какова его судьба?
- Сейчас разработано два варианта: один дорогой, второй экономичный. Дорогая версия предусматривает применение новой базы автомобиля, что в корне меняет технологию производства, требует закупки импортного оборудования. Внедрение экономичной версии стоит 35 миллионов долларов. Это по масштабам автомобилестроительного мира не много. Сейчас наши конструкторы готовят третий вариант. После сравнения трех прототипов руководство компании сделает окончательный выбор, то есть проект не забыт и обязательно будет осуществлен.
- Давайте попробуем заглянуть в относительно недалекое будущее. Какие модели будет выпускать "АВТОВАЗ" лет через пять?
- По нашему стратегическому плану, на "Калине" и новой "десятке" развитие предприятия не заканчивается. За ними последует модель, которую условно называют ХХ. Работы по ней уже ведутся. Как только начнется производство "Калины", я должен тут же дать команду о подготовке к выпуску новой машины. Кроме ХХ прорабатывается другой вариант, называемый УУ. Это автомобиль класса D, на который необходимо устанавливать 2-литровый двигатель. И такой силовой агрегат нами уже разработан.
- Есть ли у вас уверенность, что в условиях возрастающей конкуренции со стороны западных компаний "АВТОВАЗ" сможет предложить своим покупателям такой же уровень сервиса при продаже и обслуживании автомобилей?
- Да, в сфере торговли тоже была проведена большая работа. Мы стремимся сделать покупку автомобиля максимально цивилизованной. В этом году состоялся переход на единые отпускные цены независимо от региона. Кроме того, до конца года начнет работать программа кредитования физических и юридических лиц для приобретения автомобилей. Сейчас осуществляется поиск банков. Вероятнее всего, главным партнером станет Сбербанк, имеющий разветвленную сеть филиалов по всей стране. Еще один важный момент - реорганизация сети технического обслуживания. Мы рассчитываем объединить ее с дилерской сетью. То есть, покупая автомобиль у нашего дилера, покупатель будет уверен, что его автомобиль здесь смогут и обслужить. Кроме всего прочего, из централизованных источников мы предусмотрели определенные ресурсы капитальных затрат, которые пойдут на модернизацию сети техобслуживания. При этом мы увеличили срок гарантии до 2 лет.
- Процесс прихода в Россию глобальных производителей неизбежен. Ford и Renault свои заводы уже построили. Вы осуществляете проект с General Motors. На подходе и другие серьезные компании.
- Сегодня становится ясно, что от конкуренции с ведущими мировыми производителями "АВТОВАЗу" не уйти. Поэтому мы энергично перестраиваем саму идеологию бизнеса. Наши производства выделяются в отдельные единицы в рамках общего холдинга, то есть начинают зарабатывать деньги. Например, уже скоро самостоятельной бизнес-единицей станет наше опытно-промышленное производство, выпускающее сегодня удлиненную "Ниву" и минивэн "Надежда". Именно там начнется сборка новой "десятки" "ВАЗ-2170", а также глубокомодернизированной "ВАЗ-2112". В итоге на мощностях ОПП будет выпускаться до 15-20 тысяч машин в год. Таким образом, на территории "АВТОВАЗа" появится небольшой новый завод со сваркой, окраской и сборкой.
Вел беседу Виктор ХЛУДОВ, "Российская газета" N97 (3211), 23.05.2003
пресс-центр АО "АВТОВАЗ"