О видах, порядке проведения дорожных испытаний, а также о специалистах, занятых этим непростым делом, рассказывает контройльный мастер отдела подготовки и обеспечения испытаний НТЦ АВТОВАЗа Анатолий Григорьевич Иванов.
Расскажите о видах дорожных испытаний, осуществляемых в УДИиДА НТЦ и месте их проведения.
У нас сейчас, в основном, автомобили испытываются на скоростной трассе автополигона УДИиДА НТЦ в селе Сосновка, на треке ВАЗа и на дорогах общего пользования города ""Тольятти и Самарской области. При необходимости, испытания могут проходить в городе Дмитров Московской области, на полигоне НИЦИАМТ, где предусмотрены все дорожные условия для испытаний автомобиля. Нам очень необходима динамометрическая трасса на автополигоне в селе Сосновка. Это трасса, где снимаются тягово-динамические характеристики автомобиля, время разгона, время прохождения определенного участка пути и т.д.
Если разделить испытания по видам, то, во-первых, это ресурсные испытания, в процессе которых подтверждается заявленный ресурс, определяются показатели надежности и долговечности автомобиля в целом, его деталей, узлов и агрегатов.
Контрольные испытания проводятся в объеме заявленного гарантийного пробега. Они включают в себя испытания на полигоне, треке, грунтовых дорогах и дорогах общего пользования. Это как периодическая оценка изготовления автомобиля и проверка его на соответствие требованиям ТУ. Есть у нас и эксплуатационные испытания, которые про- ходят в режиме обычной эксплуатации, без каких-то жестких программных рамок.
Большинство этих автомобилей является носителями опытных узлов, которые проходят испытания перед тем, как на них будет получено разрешение для обеспечения серийной сборки.
Расскажите о порядке проведения дорожных испытаний.
Вкратце, это так. Перед выездом на испытания автомобиль осматривается на предмет выявления дефектов. Ежедневно, когда водитель-испытатель выезжает на трассу, ему выдается протокол испытаний. В путевой лист отмечается все, что происходит с автомобилем, включая заправки топливом, маслом, а так же все выявленные дефекты. На каждый автомобиль, находящийся у нас испытании, предполагается откатать несколько тысяч километров по грунтовым дорогам, в городском цикле и на скоростных участках. Все это записывается в протокол испытаний. Проводятся испытания с манекенами, имитирующими загруженность автомобиля различным количеством пассажиров.
Водители-испытатели, которые получают определенное задание проводят испытание по установленному маршруту В городе автомобили катают по обычным улицам с наблюдением режима движения и других ограничений, наложенных ПДД. После этого, подсчитывается средняя скорость, расход бензина в городском цикле и т.д.
На каждом автомобиле есть бортовой журнал, в котором содержатся все сведения об автомобиле: что выходило из строя, менялось, номера покрышек колес, их замена, ТО и т.д. Наша служба время от времени проверяет эти журналы. Практически все испытываемые автомобили закреплены за отдельными инженерами, которые их контролируют. В конце срока испытаний инженер пишет отчет.
Есть ли внешнее отличие испытываемых автомобилей.
Наклейку на стекле автомобиля в виде фирменной вазовской, нам предписывают контролирующие органы, чтобы можно было по внешнему виду отличить автомобили, находящиеся на испытаниях. Это делается для упрощения процедуры контроля испытываемых автомобилей на предмет, например, отклонения от маршрута испытаний. Наклейка находится в углу переднего и заднего стекол автомобиля. Отдельного знака, определяющего автомобили НТЦ, не предусмотрено. Раньше наносились краской отличительные знаки на кузов автомобиля, но потом от этого отказались. В других подразделениях на служебные автомобили, тем или иным образом относящиеся к производственному процессу, на стекла предписывается наносить полоски зеленого цвета, которые также служат для внешнего выделения.
Расскажите о людях, проводящих испытания
У нас люди не сразу попадают на испытания. Как правило, до того, как сесть за руль испытываемого автомобиля, человек работает какое-то время слесарем или просто водителем. Во-первых, здесь люди должны быть дисциплинированны. Это должно быть в крови. Во-вторых, испытатель должен быть грамотным специалистом – профессионалом. Среди самых достойных людей этой профессии хочется отметить Николая Валентиновича Макеева, Юрия Культина. Они занимаются этим делом давно и имеют огромный опыт. Из инженеров, это Николай Алексеевич Черный, из бюро полноприводных автомобилей, Евгений Дмитриевич Малянов, начальник этого же бюро, Валерий Федорович Карабанов, Виктор Ганичкин. И многие другие.
Газета "Парус", №7, 2003г.
01.12.2008 09:25:30