|
|
|
Обсуждение |
|
|
|
|
|
|
Изгнание из рая
|
Василий ЛЯМИН "Самарское Обозрение" Реформирование тольяттинской дилерской сети ОАО "АвтоВАЗ" вступило в решающую стадию. Число прямых дилеров автозавода резко сократилось. Как стало известно "СО", 10 октября президент-генеральный директор ВАЗа Виталий Вильчик подписал приказ, в котором названы 32 расположенные в городе компании, которые должны стать прямыми дилерами автозавода. Остальным продавцам "Жигулей" придется либо начать работать в других регионах России, либо сменить сферу деятельности. В соответствии с приказом президента-генерального директора ОАО "АвтоВАЗ" Виталия Вильчика, чтобы получить статус прямого дилера, до 1 января 2004 года все фирмы должны привести свой бизнес в соответствие с требованиями, предъявляемыми к дилерам первой категории. Другими словами, в обязанность розничных продавцов вазовских автомобилей войдет предоставление покупателям всего комплекса услуг, от демонстрации машин в специальном помещении до проведения гарантийного и постгарантийного обслуживания и всех видов ремонта. Как рассказал "СО" коммерческий директор ЗАО "Восток-Лада" Михаил Кочережко, из включенных в список компаний необходимым требованиям пока соответствует меньше половины. По информации "СО", чтобы построить и открыть сервисный центр с шоу-румом, дилеру требуется от 2 до 5 млн долларов. Кто из 32-х претендентов сможет потратить такие суммы, сейчас сказать сложно. На сегодняшний день, по данным официального сайта тольяттинского автозавода www.vaz.ru, на территории Тольятти работает 71 прямой дилер ВАЗа. Таким образом, 39 компаний очень скоро окажутся не у дел. Впрочем, не исключено, что прямых дилеров может оказаться еще меньше. Как заявил "СО" начальник управления организации сбытовой сети автозавода Сергей Шабанов, те компании, которые к началу 2004 года не будут соответствовать предъявляемым требованиям, также исчезнут из списка. На состоявшейся в сентябре пресс-конференции вице-президент ВАЗа Владимир Кучай сообщил, что общее число дилеров в Тольятти в конечном итоге должно составить 20 компаний. Такое количество продавцов вазовских автомобилей было утверждено исходя из числа автомобилей, которые должны продаваться в Тольятти в течение месяца. По словам Кучая, эта цифра не превышает шести тысяч машин. "Фирм останется 20. Мы исходим из того, что продажа 200-300 автомобилей в месяц экономически выгодна. Если объем продаж меньше, затраты дилеров превысят их доходы", - заявил Владимир Кучай. Однако г-н Шабанов отметил, что такая позиция руководства ОАО "АвтоВАЗ" не означает автоматического расторжения дилерских соглашений с компаниями. У оставшихся без прямого дилерства операторов рынка будет возможность заниматься автоторговым бизнесом, но на территории других регионов России. В Тольятти для них этот вид деятельности будет закрыт. Причиной коренной перестройки тольяттинской системы сбыта "Жигулей" стала хаотичность этого рынка. В результате владельцы машин практически не могли рассчитывать на сколько-нибудь адекватный сервис. По оценкам Владимира Кучая, в настоящий момент в Тольятти работает до сотни компаний, имеющих аккредитацию автозавода. "Город можно назвать большим оптовым авторынком. Существенный недостаток этого состоит в том, что приобретенные в Тольяти автомобили перегонялись и перепродавались в другие регионы, после чего ответственность продавца перед покупателем заканчивалась. Гарантийным обслуживанием в этом случае занимались только дочерние компании автозавода. Во многих случаях волевым решением АвтоВАЗ заставлял своих дилеров заниматься обслуживанием, но такая работа не всегда была экономически выгодна", - заявил г-н Кучай. Проблему тольяттинский автозавод начал решать весной этого года. Первым шагом стало введение жестких квот для всех тольяттинских дилеров. По словам Кучая, сейчас каждый прямой дилер имеет твердую квоту на автомобили. Квоты формируются исходя из емкости рынка и делятся по областям, за которыми закреплен каждый конкретный дилер. Это привело к тому, что автофирмы, получившие для работы конкретный регион, чтобы обеспечить в нем продажи выделенных автозаводом автомобилей, вынуждены самостоятельно находить партнеров, строить автоцентры, заинтересовывать покупателей, искать и вкладывать средства. Так называемые "серые дилеры", которые зарабатывали себе на хлеб перегоном автомобилей из Тольятти в регионы, должны сойти со сцены. По всей видимости, это как раз те 10-30 компаний, не имеющие статуса дилера, но названные Кучаем как аккредитованные в Тольятти. По мнению Михаила Кочережко, те фирмы, которые не получат статуса прямого дилера, будут переориентироваться на работу в регионах. Объемы средств, которые при этом необходимо вложить, индивидуальны для каждого региона, поэтому говорить о каком-то определенном размере необходимых дилерам инвестиций сложно. Но в любом случае эти деньги станут проблемой самих продавцов. Помощь автозавода в дальнейшей их работе будет заключаться только в транспортировке машин до места продажи, которую он с этого года взял на себя. Некоторые дилеры заранее начали предпринимать шаги в этом направлении. Так, по словам заместителя технического директора ООО "Строймонтажиндустрия" Александра Гуляева, предприятие сознательно пошло на перенос своей работы в регионы. "Наша компания рассматривала возможность строительства шоу-рума, но рядом с нами уже работают компании, располагающие подобными помещениями, поэтому мы отказались от этой идеи, решив уйти в регионы. Сегодня мы работаем с семью областями, где с местными участниками рынка строим автосалоны", - сообщил "СО" Гуляев. Вполне возможно, что многие дилеры ВАЗа предпочтут не уходить в другие регионы, а просто сменить сферу деятельности. Этот процесс начался уже довольно давно. Для многих бывших и нынешних вазовских дилеров основными стали другие направления бизнеса. По информации сайта www.infomad.ru, братья Виктор и Николай Жидовы (владельцы автоторговой компании "Слафт", некогда входившей в первую десятку по объемам реализации вазовских машин) полностью переориентировали свой бизнес на поставки комплектующих на Волжский автозавод. Игорь Зиньковский не собирается возрождать к жизни "Маком-авто". Виталий Зыков больше не получает машин для своей "Визы". В силу ряда причин из автоторговли ушел один из известных дилеров автозавода - компания "Лада Брокер". Как заявлял ранее "СО" близкий к "Лада Брокеру" известный тольяттинский бизнесмен Владимир Кожухов, причиной этого стало снижение рентабельности торговли "Жигулями".
Мнение о падении рентабельности автоторгового бизнеса в последнее время стало весьма распространенным. Не стали исключением и крупные компании. Один из самых крупных прямых дилеров автозавода компания "Инкомцентр" также отказалась от расширения продаж вазовских автомобилей. По информации "СО", "Инкомцентр" переориентировался на работу на строительном рынке. ЗАО "Полад" на своих мощностях заканчивает монтаж обрудования для мелкой штамповки, вынесенного с площадки ВАЗа. Совместно с ОАО "Тольяттинский завод технологического оснащения" "Полад" полностью удовлетворит потребности ВАЗа в этом виде комплектующих.
Как заявил "СО" Сергей Шабанов, снижение рентабельности автоторговли могло стать следствием усиливающейся на рынке конкуренции. "Сегодня говорить о получении сверхприбыли от продажи автомобилей уже не приходится", - заметил он "СО". По словам директора фирмы "Алдис-Лада" Рафаиля Юсупова, если раньше маржа продавцов "Жигулей" иногда доходила до 10-15%, то теперь она не превышает 7%.
Михаил Кочережко, коммерческий директор ЗАО "Восток-Лада":
- Как ведут себя тольяттинские дилеры ВАЗа в свете предъявленных к ним новых требований?
- Сегодня прямые дилеры автозавода заняты решением проблемы соответствия требованиям к продавцу первой категории. Всего существует три категории. Третья предусматривает, что ежемесячный объем продаж должен составлять порядка 50 автомобилей. Такие компании должны осуществлять только предпродажную подготовку. Дилеры второй категории - это компании, продающие 100 автомобилей в месяц. Такие фирмы должны иметь возможность помимо предпродажной подготовки выполнять некоторые виды ремонта машин. Первая же категория обязывает дилера продавать не менее 200 автомобилей в месяц и предоставлять покупателю весь пакет услуг, начиная от возможности посмотреть автомобиль в специально предназначенном для демонстрации машин помещении до проведения всех видов ремонта и обслуживания. Поскольку тольяттинские дилеры находятся ближе всех к ВАЗу, было принято решение, что все работающие здесь компании должны соответствовать первой категории. - Солько тольяттинских дилеров сегодня отвечает этим требованиям?
- Из тех, кто претендует на право и дальше продавать автомобили ВАЗа, меньше половины. Но я думаю, что нынешние дилеры, которые захотят соответствовать требованиям, добьются требуемого от них соответствия. В противном случае им придется либо вообще отказываться от этого бизнеса, либо уходить в другие регионы, где работать будет намного тяжелее. Одно дело продавать машины в Тольятти, и другое, скажем, в Челябинске или Благовещенске. Для налаживания бизнеса там необходимы вложения немалых средств. Здесь мало поможет даже то, что расходы на транспортировку автомобилей ВАЗ взял на себя.
- Ранее заявлялось, что тольяттинские дилеры должны ежемесячно продавать около 2000 автомобилей. Реальна ли эта цифра?
- 2000 машин - это емкость только тольяттинского рынка. Но я думаю, что реально здесь будет продаваться порядка 6000 автомобилей в месяц. - В последнее время появилась информация, что площадки УРП и дилеров автозавода стали заполняться автомобилями. Может ли повториться прошлогодняя ситуация на авторынке, когда в результате затоваривания останавливался вазовский конвейер?
- Да, действительно, сегодня наблюдается увеличение конечных остатков автомобилей на площадках дилеров, причем не только в Тольятти, но и в Москве. Однако я не думаю, что кризис повторится. Сейчас лучше идут продажи в регионах. Через 2-3 недели можно будет точнее прогнозировать развитие ситуации, но в любом случае конвейер останавливать не будут. Слишком свежа в памяти прошлогодняя ситуация, которая многому научила автозавод.
- В прошлом году руководство ВАЗа заявляло, что проблемы завода связаны с ввозом в страну подержанных иномарок. Чем объясняется увеличение количества непроданных автомобилей в этом году, после введения заградительных пошлин на такие машины?
- Я думаю, причина в новых недорогих иномарках, спрос на которые в этом году заметно возрос. Сегодня их цена не особенно заметно отличается от цен на "Жигули" "десятого" семейства. Те, кто раньше ориентировался на новые автомобили тольяттинского автозавода, постепенно пересаживаются на новые иномарки. Имеющаяся у населения денежная масса увеличивается, и регионы не являются исключением.
- В конце прошлого года были названы квоты, определенные ВАЗом для своих дилеров. Менялась ли эта цифра в течение года?
- Практически нет. Квоты будут перегруппированы по итогам этого года.
- Как изменится число тольяттинских дилеров автозавода в 2004 году?
- Дилеры будут заняты решением уже поставленных перед ними задач. Я не исключаю, что состав работающих на тольяттинской площадке дилеров может измениться. Вполне возможно, что вложить средства для соответствия требованиям ВАЗа захотят многие компании, особенно в регионах.
Справка
В число компаний, которые смогут работать в статусе прямого дилера ОАО "АвтоВАЗ" на территории Тольятти, в соответствии с приказом, подписанным 10 октября президентом-генеральным директором ОАО "АвтоВАЗ" Виталием Вильчиком, вошли:
"Рона",
"Автокомплект",
"Автодом",
"Ладаспецоборудование",
"Лада-форвард",
СТО "Комсомольское",
"Арлан-Лада",
"Восток-Лада",
"Викинги",
"Автовек",
"Юкка",
Автоцентр "Тольятти-ВАЗ",
Автозаводское СТО,
Центральное СТО,
"Инкомцентр-авто",
"Крумб-сервис",
"Алдис-Лада",
"Сотис-Волга",
"Лада-траст-авто",
"Трансфор",
"Август",
"Полад",
"ЛВД",
"Автострада",
"Аура",
"Лада-дизайн",
"Универсал",
"Ставрополь-агро",
"Автотехна",
"Факт",
"Центр-Б",
"Крисма".
01.12.2008 09:25:34
|
|
|