В будущем году "АвтоВАЗ" намерен компенсировать часть процентов при покупке его продукции в кредит. Таким образом тольяттинский автогигант пытается угнаться за бурно растущим рынком - по данным экспертов, в крупных городах в кредит уже продается более трети новых машин и в следующем году этот показатель будет только увеличиваться.
По данным "АвтоВАЗа", в 2003 г. общая сумма кредитов на покупку автомобилей в России составит порядка $400 млн, из которых приблизительно $150 - 200 млн - кредиты, выданные под покупку автомобилей "Лада". К 2007 г. объем кредитов под покупку автомобилей в России, как отечественного, так и иностранного производства, вырастет до $1,4 млрд. Из этого объема более $500 млн придется на "Лады". По оценке компании "Автомир", сейчас средняя ставка по валютным кредитам составляет 12% годовых, а по рублевым колеблется от 20% до 29%. При этом за 2003 г. средние ставки упали на 10 - 20%. С начала года количество банков, работающих на рынке автокредитования, увеличилось, по оценке дилеров, примерно в два раза - до 20. А сроки кредитования выросли с 1,5 до 3 - 5 лет. По данным компании "Атон", отечественный рынок автомобилей в 2003 г. составит 1,5 - 1,6 млн автомобилей. Новых иномарок будет реализовано около 180 000 штук.
"АвтоВАЗ" в I квартале 2004 г. планирует объявить о введении компенсационной схемы кредитования, сообщил "Ведомостям" источник в московском представительстве компании. Такая схема предполагает, что новый автомобиль можно купить в кредит по ставке ниже рыночной, так как производитель компенсирует банку часть ставки по кредиту. До сих пор спецпредложения по продажам "Лад" дилеры ВАЗа разрабатывали самостоятельно. Между тем многие иностранные автопроизводители уже активно развивают кредитование покупателей.
О масштабе этого явления можно судить по словам начальника управления по развитию розничного бизнеса Райффайзенбанка (портфель автокредитов составляет $80 млн) Александра Колошенко: его банк работает по соглашениям с "десятками компаний-дилеров", а также с Toyota, Ford, Citroen, Daimler Chrysler. Ford продает Ford Focus в кредит под 4,9% в валюте только до конца года. За время проведения акции доля Focus, продаваемых в кредит, увеличилась с 23% до 30%. "По завершении акции будет рассмотрен вопрос о продолжении ее в Москве и распространении на Санкт-Петербург и регионы", - говорит Оксана Хартонюк, PR-менеджер Ford Motor. До Нового года продлится и программа General Motors по выдаче кредитов на Opel Astra и Vectra под 9% годовых в валюте, которая проводится совместно с "МЕНАТЕП-СПб", Экстробанком и ММБ. Такие же ставки предлагает своим дилерам "Рольф-холдинг", эксклюзивный дистрибьютор Mitsubishi в России. Представитель Renault в России "Автофрамос" проводил совместно с Дельта-банком полуторамесячную акцию по продаже в кредит Renault Symbol под 8% годовых. По оценке представителя компании "Элком-Юна", официального дилера Renault, за время этой акции продажи модели в кредит увеличились в 2,5 раза. О намерении подготовить в следующем году собственные программы кредитования заявляют в представительствах Audi и Volkswagen.
Некоторые компании идут еще дальше и предлагают клиентам кредиты по нулевой ставке. Сеть автосалонов "Автокей" с Московским кредитным банком предлагает беспроцентный кредит на покупку автомобилей Nissan и Renault. "Автомир" продает таким образом иномарки и "ВАЗы" 10-го семейства. Евгений Подольский, коммерческий директор компании "Автокей", отмечает, что подобные программы служат отличным методом стимулирования продаж отдельных моделей. О том, какую часть расходов продавцы берут на себя, напрямую никто из них не говорит. Однако куратор кредитного направления в "Автомире" Лев Шашин пояснил "Ведомостям", что условия выдачи беспроцентного кредита обычно рассчитываются так, чтобы общие расходы автосалона не превысили 3% от стоимости автомобиля.
По оценке аналитика ОФГ Елены Сахновой, в столице и городах-миллионниках сейчас продается в кредит 20 - 30% новых автомобилей против 10% в прошлом году.
По итогам этого года продажи иномарок вырастут примерно на треть, и одной из основных причин этого роста является бурное развитие потребительского кредитования, считает Сахнова. Новой точкой роста количества кредитов должны стать регионы. Пока в целом по России продается в кредит не более 5% автомобилей, полагает аналитик "Атона" Александр Агибалов, но, учитывая большие средства, которые банки вкладывают в развитие своих розничных сетей в регионах, этот процент, несомненно, будет увеличиваться. Но и в крупных городах потенциал рынка автокредитов далеко не исчерпан.
В следующим году, прогнозирует Шашин из "Автомира", доля продаж в кредит в его компании возрастет до 40%. "Автокей" рассчитывает увеличить продажи в кредит вдовое - с 10 - 15% до 20 - 30% , говорит Подольский.
"Кредитование становится все более модным. К нему начинают прибегать люди, которые могли бы себе позволить выплатить всю сумму за машину сразу. Например, предприниматели, которые понимают, что деньги, вложенные в бизнес, принесут большую прибыль, чем плата за кредит", - говорит Шашин. С другой стороны, по оценке Подольского, сейчас автокредиты доступны семьям с доходам в $600 - 700 в месяц.
"Нам есть куда стремиться, - полагает Агибалов, - например, в США продается в кредит до 70% автомобилей".
При этом существенного снижения процентных ставок в 2004 г. участники рынка не ждут. Александр Колошенко считает, что реальные банковские ставки по автокредитам "достигли фактически разумного минимума, который возможен на данном этапе развития рынка". Анна Горячева, начальник управления Газпромбанка, считает, что значительно снизить ставки не позволит стремление банков минимизировать кредитные риски. Лев Шашин считает наиболее вероятным уменьшение ставок в следующем году на 1 - 2%. Начальник управления по маркетингу "АвтоВАЗа" Александр Бредихин считает, что потребителю интересна ставка на уровне 13 - 15% по рублевому кредиту.
Помимо снижения процентных ставок, банки и автодилеры ищут новые пути привлечения заемщиков.
"Автомир" совместно с банками "Первое ОВК" и "Русский стандарт" намерен запустить новую программу - кредит на ремонт автомобиля - в объеме до $3000.
Банк корпорации резервных фондов, начавший активно работать на этом рынке в декабре 2003 г. , предлагает радикальное снижение первого взноса - 10% от базовой стоимости автомобиля (не включая страховку и дополнительное оборудование) при обычных 30 - 50%. Пока эта программа действует в салонах "Автокей" на покупку отечественных автомобилей. Генеральный директор ассоциации "Автокей" Константин Зуев полагает, что подобные условия позволят сделать автомобиль "спонтанной" покупкой. "Пятая модель стоит у нас $3500, - говорит Зуев, - получается, что, придя в салон и приняв решение, клиент может тут же его осуществить, заплатив небольшую сумму $350 в качестве первого взноса". Он ожидает, что за счет этой программы общие продажи "Автокея" вырастут на 20%.
Елена Виноградова
11 декабря 2003
01.12.2008 09:25:36