|
|
|
Обсуждение |
|
|
|
|
|
|
10 января исполнилось 10 лет первому кризису на АВТОВАЗе
|
В календаре памятных и знаменательных дат АВТОВАЗА есть такое упоминание-10 января 1994 года завод впервые в своей истории остановился на длительный срок, в течение месяца автомобили не собирались. В итоге в 1994 году было собрано рекордно малое количество автомобилей - 528 845 тысяч штук, что было почти на 30% меньше "социалистических" объемов производства конца 80-х годов. Итак, есть повод вспомнить историю вазовских кризисов...
1993 год. Основной план ВАЗа на этот год – сохранение прежних объемов производства (около 680 тыс. машин)... В 1992-м автозавод активно повышал цены на автомобили, та же тенденция сохранится вплоть до конца 1993 года. В январе "классика" стоит около 2 миллионов (неденоминированных) рублей, а к декабрю цена перевалит за четыре миллиона...
ВАЗ просит у государства кредиты на финансирование программы "десятки" и одновременно выпускает собственные облигации с погашением займа автомобилями. Общий объем облигационной эмиссии – 300 000 автомобилей. АВТОВАЗ рискует оказаться в будущем в больших долгах, но лучшего выхода не предвидится: средства на развитие требуются огромные и немедленно. К маю из-за катастрофической нехватки комплектующих ВАЗ на грани остановки. Экономить приходится на всем, вводятся неполные рабочие смены, часть коллектива летом распущена в административные отпуска, чтобы избежать крупных сокращений.
16 сентября четыре часа стоит главный конвейер ВАЗа – забастовка. Рабочие цеха 45-3 требуют увеличения зарплаты, обвиняют менеджмент в коррупции и недальновидных действиях, утверждают что коммерческие фирмы, окружившие ВАЗ, грабят завод.
1994 год. 10 января впервые в своей истории на целый месяц остановил работу Волжский автозавод. На фоне ажиотажного спроса в Москве на акции АВВА и обещанных руководством Альянса дивидендов в валюте до 30% годовых менеджмент распускает рабочих в вынужденные отпуска до февраля. Положение с комплектующими совсем отчаянное – часть поставщиков, которым ВАЗ не может заплатить, потому что не платят ему, встали задолго до автозавода. Кроме того, серьезного ремонта требует устаревающее оборудование, необходима жесткая экономия средств на всем. Положение усугубляется вялой продажей автомобилей – дорого.
27 сентября по причине забастовки в очередной раз останавливается главный конвейер ВАЗа. Приказом заместителя гендиректора А.Николаева завод полностью остановлен с 4 октября и стоит до 10-го числа. Забастовка усугубляет и без того тяжелое положение завода. В 1994 году падение производства на ВАЗе самое резкое за весь предыдущий период – 19% даже по отношению к прошлому году. Кроме того, к концу года оказывается, что не оправдал себя и проект АВВА, на который возлагалось столько надежд. Напуганное серией банкротств население не спешит вкладывать деньги в акции Альянса - вместо неоходимых для строительства нового автосборочного завода 800 млн. долларов собрано только 50 млн. Владимир Каданников в конце года честно предупредит, что никакого строительства в ближайшие два года не будет. Не будет его и позже...
1995 год. ВАЗ уменьшает годовой план выпуска автомобилей до 650 тысяч. Экспорт сокращен до 160 тысяч машин. Самый дешевый автомобиль ВАЗ-21063 в начале года стоит 21 миллион рублей. Для большинства горожан автомобиль становится недоступной роскошью. Расслоение общества по достатку продолжает увеличиваться...
1996 год. На ВАЗе выдают только фиксированный аванс, зарплату за ноябрь 95 года с трудом и постепенно выплачивают лишь к концу февраля, декабрьскую – в марте. 11 января бастуют все водители общественного транспорта, требуя от ВАЗа отдать наконец задержанные за несколько месяцев деньги. План года –652 тыс. автомобилей. Особая надежда на освоение производства "десяток". Завод потихонечку начинает набирать обороты и увеличивать объемы производства. Самым успешным в 90-е годы становится 1997-й - выпущено 739,6 тысяч автомобилей. Но наступает...
1998 год. План завода был взят повышенный - 748 тысяч автомобилей. Но уже в январе возникли сложности со сбытом, а в феврале затоваривание вазовских площадок становится тревожным. План продаж выполняется меньше чем наполовину, скопилось около 17 тысяч некомплектных машин. Автомобили не покупают, дилеры не приносят ВАЗу денег, и автозаводу нечем платить за детали, что усугубляет проблему некомплектности с каждым днем. Цены упали более чем на 20%, и все равно машины почти не раскупаются. Руководство АО сообщает, что ВАЗу для удержания ситуации необходимо срочно сократить производственные расходы на 50 млрд. рублей. Прием на работу прекращен полностью. Планируется уволить с выходным пособием 3 тысячи пенсионеров. В самостоятельные предприятия со статусом дочерних выводится ряд подразделений завода... Мэрия подписывает с ВАЗом договор о реструктуризации долга автозавода в городской бюджет. 375 млн. рублей определено выплачивать в рассрочку в течение 10 лет. С февраля по конвейеру ВАЗа пошла модель ВАЗ-2112 – последний представитель семейства "десяток".
К маю 1998 года на площадках ВАЗа, в портах и у дилеров скапливается около 100 тысяч автомобилей. В заводском бюджете "дыра" в 2 триллиона (неденоминированных) рублей. Опять задерживаются зарплаты. ВАЗ не в состоянии выплачивать реструктуризированную задолженность и уже не наскребет даже на текущие платежи. Вновь встает угроза банкротства... К концу мая положение с продажами и комплектацией настолько отчаянное, что завод готов остановиться. Ширятся слухи и паника. Наконец принято жесткое решение: снизить план выпуска автомобилей и сократить на лето производство. До августа завод работает в односменном режиме, трудовой коллектив разделен на две части, меняющие друг друга через неделю. Город Тольятти, таким образом, приобретает на лето 42 тысячи праздношатающихся вазовцев, оставшихся с уполовиненной зарплатой (да и ту продолжают задерживать). Впрочем, взрыва преступности и бунтов, вопреки опасениям, не случилось.
Вазовские "генералы" вновь едут в Москву убеждать правительство не банкротить завод за неуплату долга. Что с такой конъюнктурой рынка расплатиться ВАЗ не сможет при любом владельце, становится ясно даже правительству. Автозаводу опять дают отсрочку.
Лето 1998-го.Озабоченные прогнозами о близкой девальвации рубля, люди стали раскупать автомобили так активно, что в Тольятти в середине июля даже возникла нехватка продукции. Воспользовавшись этим ВАЗ поднял цены и отменил 30-% скидки, которых добились было весной дилеры.
С 17 августа ВАЗ снова возвращается к обычному режиму работы. И в тот же день страна узнает, что правительство Кириенко объявило дефолт и ушло в отставку. Временно исполняющим обязанности премьера назначен Черномырдин. Уже в понедельник курс доллара подскочил до 8 рублей. А далее...
1999 и 2000 годы. Продажи пошли на "ура", производство растет, перспективы тревоги не вызывают. В 1999-м волжские автостроители собирают 668 тысяч малолитражек, в 2000-м - 705,5 тысяч. Менеджмент учится торговать и рекламировать свою продукцию. Фирменная торговая сеть, практически умиравшая в 1996 году, к 2000 году стала прибыльна уже на процентов на восемьдесят. 14 ноября 2000-го года АВТОВАЗ выпустил 300-тысячную "десятку". Экономически и технологически 2000 год для завода сложился удачно. В связи с ростом объемов производства впервые за несколько лет с октября 2000-го начат массовый прием на завод новых рабочих. Было трудоустроено около 3 000 человек...
В 2001-м году ставится производственный рекорд за всю историю завода- 768 тысяч автомобилей и еще 60 тысяч отправлено в виде машинокомплектов партнерам по внешней сборке в Ижевск, Сызрань и за границу. Спрос стабильно высок, что дает возможность успешно расплачиваться по федеральными и местными долгами. По итогам 2001-го, после 1993-го впервые выплачиваются дивиденты...
2002 год. Начало года несмотря на некоторые проблемы со сбытом у руководства тревог не вызывало. 31 января сменился генеральный директор - вместо ушедшего на пенсию Алексея Николаева у руля АВТОВАЗа встает Виталий Вильчик. С марта на ВАЗе повышают зарплату- рост тарифов составил 30%. Высшее руководство АВТОВАЗа озвучивает новые суперпланы - увеличение объемов производства до 900 тысяч в год. Постановка новых моделей не вместо старых, а в дополение к ним. В августе на автосалоне в Москве показывают проект "Новой Классики", тут же получившей народное признание и нардное имя "Еврокопейка"...
Летом дилеры начинаю бить тревогу... Машины продаются все хуже. Но руководство завода их замечает только осенью, когда продажи сократилиь почти вдовое. Товарные запасы выросли до 80 тысяч. Цены "заморожены" и даже отменено последнее августовское повышение. В октябре субботы делают выходными, а в конце месяца завод останавливается на 2 недели. После вынужденных каникул, которые совмещены с ноябрьскими праздниками, завод переходит на двухсменный 6-ти часовой рабочий график с выходными субботами. План 2002-го года не выполнен. Собрано только 703 тысяч автомобилей, вместо запланированных 750-ти. Меж тем, прибыль получена и дивиденты акционерам выплачиваются.
2003-ий год начинался очень сложно. В январе-феврале сокращение выпуска составило 40% от обычного объема производства. Общий "недовыпуск" машин за осень-зиму составил около 100 тысяч штук, что благотворно отразилось на авторынке. С весны спрос значительно возрастает, товарные запасы распродаются, на ВАЗе снова начинают поднимать цены. Год завершается достаточно хорошими показателями - 700 тысяч, что даже на 10 тысяч выше плановых цифр...
Наступил 2004-й. Что он нам принесет, покажет время. И мы продолжим хронику. Пока же можно констатировать тот факт, что несмотря на все кризисы, завод живет, работает, развивается. Силы и решимость к преодолению любых проблем и сложностей у руководства и коллектива есть. Будут и в дальнейшем. Так что на российском автомобильном рынке АВТОВАЗ был и остается игроком под номером один!
При подготовке использованы материалы из книги "Кто есть кто в Тольятти - 2000" и собстенная информация LADAONLINE.
01.12.2008 09:25:36
|
|
|