поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

АвтоВАЗ: перезагрузка

Максим Кудеров,
Тольяттинская деловая газета "Понедельник" 
24 февраля 2004 г.  

У Волжского автозавода появляются реальные перспективы...

Ни для кого не секрет, что экономика Тольятти стагнирует. Вместе с бюджетом города все хуже и хуже становятся и другие немаловажные показатели: даже положительная миграция резко приостановилась - в городе становится не так благополучно.

Естественно, во многом положение дел зависит от АвтоВАЗа, который занимает в экономике города по платежам в бюджет порядка 60%, по вкладу в ВВП города - порядка 80%.

Во многом стагнация зависела и от ВАЗа - в последние годы завод не то чтобы стоит на месте, просто ускоряются процессы, происходящие на автомобильном рынке. Постепенно к нашему рынку подбираются иностранные производители. И многие горячие головы спешат "хоронить" ВАЗ, однако, видимо, слишком рано.

После откровенного общения президента - генерального директора ОАО "АвтоВАЗ" Виталия Вильчика с рядом тольяттинских СМИ стал виден свет в конце тоннеля. У ВАЗа, а значит и Тольятти, есть неплохие положительные тенденции.

ДЕНЬГИ. ПРИБЫЛЬ РАСТЕТ

В первую очередь, постепенно растет прибыльность завода. По словам Владимира Каданникова, чистая прибыль по итогам года составит порядка 5 млрд. руб. ($175 млн.). Это заметно больше, чем годом ранее (700 млн. руб. - около $25 млн.), но пока не дотягивает до приемлемых, по словам Вильчика, плановых показателей - около $300 млн. Такой прибыли было бы вполне достаточно, для поддержания приемлемого, цивилизованного темпа постановки на конвейер новых моделей.

Для нормального темпа смены модельного ряда ВАЗу требуется порядка $240 млн. инвестиций в год. Поэтому пока на реализацию ближайших проектов - "Калины" и новой "десятки" ВАЗ-2170 - приходится занимать. Что, надо сказать, ВАЗ с успехом делает на зарубежных рынках. Недавно было объявлено о прохождении автозаводом листинга на Лондонской бирже. По словам Виталия Вильчика, завод планирует привлечь таким образом не менее $100 млн., в планах разместить на бирже до 2% акций предприятия.

Безусловно, "европейские" кредитные деньги обойдутся АвтоВАЗу заметно дешевле внутренних кредитов. Практика "еврозаимствований" достаточно широко распространилась среди ведущих российских предприятий.

Главное назначение займов - предстоящая постановка на конвейер двух новых моделей.

МОДЕЛИ. В 2005-м ВЫПУСТЯТ 60 ТЫСЯЧ "КАЛИН"

В первую, очередь, конечно, речь идет о долгожданной "Калине", начало производства которой намечено на конец 2004 года. В следующем, 2005 году АвтоВАЗ планирует произвести 60 тысяч автомобилей семейства "Калина", причем поверх имеющихся мощностей. Всего же новый комплекс рассчитан на производство более 200 тысяч авто в год.

Почти одновременно стартует и производство обновленной "десятки" под рабочим названием ВАЗ-2170. Автомобиль сделан по принципиально иной технологии, нежели "десятка", полностью на новейших математических проектировочных комплексах, исходя из последнего опыта ведущих автокорпораций. По словам Виталия Вильчика, "запуск ВАЗ-2170, по сути, это перезапуск "десятки".

Наконец, появились сведения и о двух следующих проектах АвтоВАЗа. Это уже демонстрировавшаяся "Ока-2" и новейший проект под названием ВАЗ-2116, который впервые будет показан публике на следующем московском автосалоне. Впрочем, нам посчастливилось увидеть фотографии новой модели раньше - ВАЗ-2116, по крайней мере, сегодня - выглядит на уровне лучших мировых моделей: по первым впечатлениям нечто среднее между новым Nissan Primera и BMW. Автомобиль по европейским меркам относят к верхнему сегменту класса "С". О сроках начала производства, а также о приоритете между двумя новыми моделями решений еще не принято. На постановку и одной, и другой модели на конвейер необходимо порядка $700 млн. инвестиций.

По словам Виталия Вильчика, потенциальный спрос на автомобиль класса "А" ("Ока-2") в России - порядка 120 тысяч в год, в то время как прогнозировать продажи в верхнем сегменте С-класса достаточно сложно. Тем более если принимать во внимание расширение производств иностранных производителей.

К слову о конкурентах, пока очевидных производителей, которые могли бы побороться за заполнение ниши "народного автомобиля" с АвтоВАЗом нет. Локальное производство автомобиля Kia на предприятии СОКа ИжМаше ни по объемам (пока 1 тысяча в год), ни по цене (предположительно $12 тысяч) не конкуренты ВАЗу. Равно как и другие иностранные производства, цена автомобилей на которых пока не подошла к конкурентной.

За истекший год, по словам Вильчика, доля АвтоВАЗа на рынке автомобилей увеличилась с 41,6% до 42,6%. В 2003 году было продано 220 тысяч новых иномарок, 340 тысяч - подержанных. Общий же объем рынка составил порядка 1,5 млн. автомобилей. Прогноз на 2004 год - 1,7 млн. автомобилей. Доля ВАЗа - около 700 тысяч новых автомобилей и чрезвычайно возросшее производство автокомплектов - план 220 тысяч в этом году.

По сути АвтоВАЗ наращивает мощности производства, если принимать во внимание объемы производства машинокомплектов.

"Количественное" развитие российского автопрома пока сдерживается отсутствием дополнительных мощностей по производству двигателей: пока в России, главным образом усилиями АвтоВАЗа, производится 1,1 млн. двигателей. Современный высокотехнологичный завод по двигателям требует внушительных, порядка $1 млрд., инвестиций. Однако спрос на продукцию будет гарантирован.

Что касается моделей, уходящих с конвейера, после снятия ВАЗ-2108 спрос на нее несколько повысился, однако потребность пока недостаточная для массового производства. ВАЗу поступило предложение от завода СеАЗ по производству 1000 шт. "восьмерок" в год, но, по словам Виталия Вильчика, окончательного решения по этому вопросу еще не принято.

Потребность же в моделях ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099 сохраняется - ВАЗ пока намерен их выпускать.

ПОСТАВЩИКИ. С СОКом ДОСТИГНУТО СОГЛАШЕНИЕ

Значительного продвижения удается достигать и с поставщиками. Несмотря на то, что у ВАЗа основной поставщик - группа компаний "СОК", в состав которой входит более 20 предприятий-поставщиков конвейера, именно с СОКом завод подписал контракт о замораживании цен на комплектующие. Виталий Вильчик отметил, что никакого привилегированного положения у СОКа, по сравнению с другими поставщиками, нет. Дело еще и в том, что у АвтоВАЗа также есть рычаги влияния на эту группу компаний: завод поставляет на сборочные предприятия СОКа - "Рослада" и Ижмаш автокомплекты.

На уровне высшего руководства Республикой Татарстан достигнуто принципиальное соглашение о сотрудничестве с поставщиками из этого региона. Ряд предприятий Татарстана приняли решение самостоятельно инвестировать средства в производство необходимых комплектующих. В первую очередь, речь идет об изделиях из резины, электрике, механообработке и литью.

Есть и проблемы. "Наша боль - это резинотехнические изделия" - признался Виталий Вильчик. Основной поставщик - Балаковорезинотехника не выдерживает необходимых стандартов качества (в частности, из-за этого у ВАЗа были рабочие проблемы с "GM - АВТОВАЗ"). Однако с руководством предприятия не было достигнуто принципиальных соглашений о кардинальном улучшении качества. Возможно, альтернативного поставщика "резины" для ВАЗа  найдут в Татарстане, в крайнем случае за рубежом.

Есть проблемы и по металлу. Сегодня российские металлурги выставили настолько высокие цены на продукцию, что металл, скажем из Кореи, с учетом "растаможки" и доставки обходится чуть ли не дешевле.

СКОРОСТЬ РАЗВИТИЯ РАСТЕТ

Главная основа для надежды на будущее - это скорость постановки новых моделей ВАЗа на конвейер. В последние годы она растет. Если "десятку" "ставили" примерно 10 лет, то решение о производстве "Калины" было принято всего четыре года назад, в 2000-м.

Кроме того, в НТЦ ВАЗа внедрено 10 новейших проектировочных комплексов, которые позволяют еще на этапе создания модели проводить всевозможные расчеты: от просчета всех характеристик необходимых деталей до моделирования действий рабочего на конвейере.

Да и финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения высокой скорости постановки новых моделей, у АвтоВАЗа есть - возросшая прибыль и заимствования на открытом рынке.

Существует программа полной смены модельного ряда до 2008 года. Планируется, что к этому сроку ВАЗ освоит новые модели во всех основных классах. Во тогда и посмотрим, сбудутся ли наши надежды. По крайней мере, они есть; вместе с новыми перспективами свет в конце тоннеля начал проглядываться.
01.12.2008 09:25:41
Последние статьи
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!