Максим Кудеров,
Тольяттинская деловая газета "Понедельник"
24 февраля 2004 г.
У Волжского автозавода появляются реальные перспективы...
Ни для кого не секрет, что экономика Тольятти стагнирует. Вместе с бюджетом города все хуже и хуже становятся и другие немаловажные показатели: даже положительная миграция резко приостановилась - в городе становится не так благополучно.
Естественно, во многом положение дел зависит от АвтоВАЗа, который занимает в экономике города по платежам в бюджет порядка 60%, по вкладу в ВВП города - порядка 80%.
Во многом стагнация зависела и от ВАЗа - в последние годы завод не то чтобы стоит на месте, просто ускоряются процессы, происходящие на автомобильном рынке. Постепенно к нашему рынку подбираются иностранные производители. И многие горячие головы спешат "хоронить" ВАЗ, однако, видимо, слишком рано.
После откровенного общения президента - генерального директора ОАО "АвтоВАЗ" Виталия Вильчика с рядом тольяттинских СМИ стал виден свет в конце тоннеля. У ВАЗа, а значит и Тольятти, есть неплохие положительные тенденции.
ДЕНЬГИ. ПРИБЫЛЬ РАСТЕТ
В первую очередь, постепенно растет прибыльность завода. По словам Владимира Каданникова, чистая прибыль по итогам года составит порядка 5 млрд. руб. ($175 млн.). Это заметно больше, чем годом ранее (700 млн. руб. - около $25 млн.), но пока не дотягивает до приемлемых, по словам Вильчика, плановых показателей - около $300 млн. Такой прибыли было бы вполне достаточно, для поддержания приемлемого, цивилизованного темпа постановки на конвейер новых моделей.
Для нормального темпа смены модельного ряда ВАЗу требуется порядка $240 млн. инвестиций в год. Поэтому пока на реализацию ближайших проектов - "Калины" и новой "десятки" ВАЗ-2170 - приходится занимать. Что, надо сказать, ВАЗ с успехом делает на зарубежных рынках. Недавно было объявлено о прохождении автозаводом листинга на Лондонской бирже. По словам Виталия Вильчика, завод планирует привлечь таким образом не менее $100 млн., в планах разместить на бирже до 2% акций предприятия.
Безусловно, "европейские" кредитные деньги обойдутся АвтоВАЗу заметно дешевле внутренних кредитов. Практика "еврозаимствований" достаточно широко распространилась среди ведущих российских предприятий.
Главное назначение займов - предстоящая постановка на конвейер двух новых моделей.
МОДЕЛИ. В 2005-м ВЫПУСТЯТ 60 ТЫСЯЧ "КАЛИН"
В первую, очередь, конечно, речь идет о долгожданной "Калине", начало производства которой намечено на конец 2004 года. В следующем, 2005 году АвтоВАЗ планирует произвести 60 тысяч автомобилей семейства "Калина", причем поверх имеющихся мощностей. Всего же новый комплекс рассчитан на производство более 200 тысяч авто в год.
Почти одновременно стартует и производство обновленной "десятки" под рабочим названием ВАЗ-2170. Автомобиль сделан по принципиально иной технологии, нежели "десятка", полностью на новейших математических проектировочных комплексах, исходя из последнего опыта ведущих автокорпораций. По словам Виталия Вильчика, "запуск ВАЗ-2170, по сути, это перезапуск "десятки".
Наконец, появились сведения и о двух следующих проектах АвтоВАЗа. Это уже демонстрировавшаяся "Ока-2" и новейший проект под названием ВАЗ-2116, который впервые будет показан публике на следующем московском автосалоне. Впрочем, нам посчастливилось увидеть фотографии новой модели раньше - ВАЗ-2116, по крайней мере, сегодня - выглядит на уровне лучших мировых моделей: по первым впечатлениям нечто среднее между новым Nissan Primera и BMW. Автомобиль по европейским меркам относят к верхнему сегменту класса "С". О сроках начала производства, а также о приоритете между двумя новыми моделями решений еще не принято. На постановку и одной, и другой модели на конвейер необходимо порядка $700 млн. инвестиций.
По словам Виталия Вильчика, потенциальный спрос на автомобиль класса "А" ("Ока-2") в России - порядка 120 тысяч в год, в то время как прогнозировать продажи в верхнем сегменте С-класса достаточно сложно. Тем более если принимать во внимание расширение производств иностранных производителей.
К слову о конкурентах, пока очевидных производителей, которые могли бы побороться за заполнение ниши "народного автомобиля" с АвтоВАЗом нет. Локальное производство автомобиля Kia на предприятии СОКа ИжМаше ни по объемам (пока 1 тысяча в год), ни по цене (предположительно $12 тысяч) не конкуренты ВАЗу. Равно как и другие иностранные производства, цена автомобилей на которых пока не подошла к конкурентной.
За истекший год, по словам Вильчика, доля АвтоВАЗа на рынке автомобилей увеличилась с 41,6% до 42,6%. В 2003 году было продано 220 тысяч новых иномарок, 340 тысяч - подержанных. Общий же объем рынка составил порядка 1,5 млн. автомобилей. Прогноз на 2004 год - 1,7 млн. автомобилей. Доля ВАЗа - около 700 тысяч новых автомобилей и чрезвычайно возросшее производство автокомплектов - план 220 тысяч в этом году.
По сути АвтоВАЗ наращивает мощности производства, если принимать во внимание объемы производства машинокомплектов.
"Количественное" развитие российского автопрома пока сдерживается отсутствием дополнительных мощностей по производству двигателей: пока в России, главным образом усилиями АвтоВАЗа, производится 1,1 млн. двигателей. Современный высокотехнологичный завод по двигателям требует внушительных, порядка $1 млрд., инвестиций. Однако спрос на продукцию будет гарантирован.
Что касается моделей, уходящих с конвейера, после снятия ВАЗ-2108 спрос на нее несколько повысился, однако потребность пока недостаточная для массового производства. ВАЗу поступило предложение от завода СеАЗ по производству 1000 шт. "восьмерок" в год, но, по словам Виталия Вильчика, окончательного решения по этому вопросу еще не принято.
Потребность же в моделях ВАЗ-2109 и ВАЗ-21099 сохраняется - ВАЗ пока намерен их выпускать.
ПОСТАВЩИКИ. С СОКом ДОСТИГНУТО СОГЛАШЕНИЕ
Значительного продвижения удается достигать и с поставщиками. Несмотря на то, что у ВАЗа основной поставщик - группа компаний "СОК", в состав которой входит более 20 предприятий-поставщиков конвейера, именно с СОКом завод подписал контракт о замораживании цен на комплектующие. Виталий Вильчик отметил, что никакого привилегированного положения у СОКа, по сравнению с другими поставщиками, нет. Дело еще и в том, что у АвтоВАЗа также есть рычаги влияния на эту группу компаний: завод поставляет на сборочные предприятия СОКа - "Рослада" и Ижмаш автокомплекты.
На уровне высшего руководства Республикой Татарстан достигнуто принципиальное соглашение о сотрудничестве с поставщиками из этого региона. Ряд предприятий Татарстана приняли решение самостоятельно инвестировать средства в производство необходимых комплектующих. В первую очередь, речь идет об изделиях из резины, электрике, механообработке и литью.
Есть и проблемы. "Наша боль - это резинотехнические изделия" - признался Виталий Вильчик. Основной поставщик - Балаковорезинотехника не выдерживает необходимых стандартов качества (в частности, из-за этого у ВАЗа были рабочие проблемы с "GM - АВТОВАЗ"). Однако с руководством предприятия не было достигнуто принципиальных соглашений о кардинальном улучшении качества. Возможно, альтернативного поставщика "резины" для ВАЗа найдут в Татарстане, в крайнем случае за рубежом.
Есть проблемы и по металлу. Сегодня российские металлурги выставили настолько высокие цены на продукцию, что металл, скажем из Кореи, с учетом "растаможки" и доставки обходится чуть ли не дешевле.
СКОРОСТЬ РАЗВИТИЯ РАСТЕТ
Главная основа для надежды на будущее - это скорость постановки новых моделей ВАЗа на конвейер. В последние годы она растет. Если "десятку" "ставили" примерно 10 лет, то решение о производстве "Калины" было принято всего четыре года назад, в 2000-м.
Кроме того, в НТЦ ВАЗа внедрено 10 новейших проектировочных комплексов, которые позволяют еще на этапе создания модели проводить всевозможные расчеты: от просчета всех характеристик необходимых деталей до моделирования действий рабочего на конвейере.
Да и финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения высокой скорости постановки новых моделей, у АвтоВАЗа есть - возросшая прибыль и заимствования на открытом рынке.
Существует программа полной смены модельного ряда до 2008 года. Планируется, что к этому сроку ВАЗ освоит новые модели во всех основных классах. Во тогда и посмотрим, сбудутся ли наши надежды. По крайней мере, они есть; вместе с новыми перспективами свет в конце тоннеля начал проглядываться.
01.12.2008 09:25:41