С начала мая стоимость ОАО "АвтоВАЗ" упала более чем на 11%, несмотря на то, что завод успешно провел собрание акционеров, утвердив итоги 2003 г., да и итоги финансово-хозяйственной деятельности первой половины 2004 г. соответствуют запланированным показателям.
4,4 млрд. руб. - именно на такую сумму снизилась капитализация ОАО "АвтоВАЗ" за последние полтора месяца. Обыкновенные акции за этот период подешевели на 13,4%, привилегированные снизились в цене на 8,5%. И сама деятельность завода оказалась как бы вовсе ни при чем: предприятие продолжает выполнять план более чем на 100%, что было положительно воспринято профессиональными участниками фондового рынка еще в начале года, а акции, несмотря на это, теряют в стоимости.
В какой-то мере можно провести аналогию существующей ситуации с движением акций ОАО "АвтоВАЗ" летом 2002 г. Так, в мае 2002 г. ОАО "АвтоВАЗ" подвело итоги деятельности общества за 2001 г., которые стали поистине впечатляющими (впервые год был закончен с прибылью, часть которой была направлена на выплату дивидендов), предприятие продолжало демонстрировать стабильность работы и увеличивать "прозрачность" финансово-хозяйственной деятельности, и акции к середине мая выросли с начала года более чем на 100%. Однако с началом летнего сезона российский фондовый рынок взял ориентировку на Запад и начал свое снижение вслед за американским фондовым рынком, что незамедлительно отразилось и на подверженных рыночным настроениям акциях ОАО "АвтоВАЗ". В июне-июле акции подешевели на 35%, прервав период почти годового роста котировок, несмотря на стабильную работу предприятия и ряд мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности, среди которых можно выделить выход отчетности, по международным стандартам IAS, а также подготовку депозитарных расписок на акции АвтоВАЗа. И только к середине августа, преодолев период традиционного летнего затишья, омраченный следованием за снижающимся американским рынком, на фоне приближающегося запуска СП "Джи Эм - АВТОВАЗ", акции ОАО "АвтоВАЗ" поднялись к отметке 1000-1050 руб.
В этом году с приближением лета вновь западные новости вызвали негативные настроения на российском фондовом рынке. В США наметился рост экономики, что послужило основанием для ожидания повышения ставки ФРС. Позже это было подтверждено высказываниями председателя Федеральной резервной системы США Алана Гринспена и вызвало тенденцию к выводу средств из ценных бумаг развивающихся рынков, к которым относится и российский фондовый рынок. Кроме того, повлияла на массовые продажи и вновь обострившаяся ситуация с ЮКОСом, и высокая вероятность банкротства компании.
В акциях ОАО "АвтоВАЗ", несмотря на существенное снижение котировок, массового сброса акций не наблюдалось и торги прошли при полной зависимости от спекулянтов. После собрания акционеров от самого ОАО "АвтоВАЗ" также не поступало существенных позитивных фактов, а то, что общество продолжает стабильную работу и демонстрирует плавное улучшение показателей и в 2004 г., не могло переломить общее снижение на рынке. Пожалуй, единственной новостью, которая хоть как-то могла воздействовать на положение акций ОАО "АвтоВАЗ", стали планы компании "Автофрамос" с будущего года начать выпуск Renault Х90, ценой в 7-10 тыс. евро, а значит, вплотную приблизиться к ценовой нише, в которой полностью господствуют автомобили вазовского производства. Однако так как до запуска производства остается еще достаточно много времени, а также учитывая тот факт, что "Автофрамосу" (учитывая цены на производимый компанией Renault Symbol) вряд ли удастся установить цену ниже 8 500 евро, говорить о существенном влиянии данной новости не приходится. В целом налицо полная зависимость от общерыночных тенденций и игнорирование корпоративного позитива.
В то же время, проводя параллели с 2002 г., вполне успешное будущее для акций ОАО "АвтоВАЗ" наметилось впереди.
17 июля В. Путин заявил о том, что у государства нет задачи банкротить ЮКОС, на что фондовый рынок отреагировал существенным скачком котировок вверх, который, впрочем, не обошел стороной и акции ОАО "АвтоВАЗ" (за день привилегированные акции подорожали на 1,56%, рост цены обыкновенных составил 4,16%), и многие профучастники после этого заявления утвердились во мнении, что процесс над ЮКОСом близок к завершению, причем к завершению с наименьшими потерями для инвестиционного имиджа России. А значит, остается всего лишь вновь переждать "летнее затишье", а там по аналогии с 2002 г. в преддверии успешного запуска в производства "Калины" акции ОАО "АвтоВАЗ" вернутся к отметке не ниже 850-900 руб. за штуку, да, глядишь, и сам автозавод порадует вновь ростом показателей чистой прибыли и размером дивидендов, тем более что и предпосылки к этому все есть: и продажи за счет притока нефтедолларов снижаться не намерены, да и желание повысить свою инвестиционную привлекательность не даст выплатить дивиденды ниже уровней предыдущих лет.
Федор Григорьев
"Понедельник"