Уже к Новому году правительство может принять решение о снижении или полной отмене пошлин на импортные комплектующие для автомобилей. Если это случится, АвтоВАЗ рискует потерять значительную часть рынка — новые заводы зарубежных автогигантов будут появляться в России как грибы после дождя.
Комплектующие могут составлять до 80% от стоимости автомобиля, и вопрос о том, какой пошлиной облагать их импорт, так или иначе затрагивает весь российский автопром. В первую очередь это относится к компаниям, использующим импортные комплектующие: Ford, "Автотор" (собирает KIA, BMW и Hummer), "Автофрамос" (выпускает Renault), ТагАЗ, "Иж-Авто" и "GM-АвтоВАЗ". Во-вторых, снижение пошлин заботит и отечественных производителей, использующих детали российского производства: они утверждают, что, мол, в случае, если таможенные барьеры будут сняты, на рынок хлынет поток иностранных производителей и наш автопром растеряет остатки конкурентоспособности.
Проект снижения импортных пошлин на комплектующие разрабатывается уже более года рабочей группой в составе представителей Минэкономразвития, Минфина, Минпромэнерго, а также ФТС и ФАС. Их спор все больше фокусируется на проблеме, как стимулировать рост отечественного автопрома и нужно ли для этого использовать протекционистские рычаги. На рынке говорят, что МЭРТ и Минфин выступают за радикальную отмену импортных пошлин на все комплектующие (с нынешних 12—15% до 0%), желая создать в России благоприятные условия для промышленной сборки иномарок (то есть для сборки полного цикла). По замыслу Кудрина—Грефа, после того, как разовьется сборка и ее объемы вырастут, западные производители комплектующих, несмотря на нулевые пошлины, начнут переносить свое производство в Россию, чтобы не ввозить компоненты для сборочных предприятий из-за рубежа. Противником этой идеи выступает Минпромэнерго, которое готово пойти лишь на частичное снижение таможенных барьеров — и то на автокомпоненты второго уровня (скажем, на какой-нибудь элемент механизма закрывания дверей). Так в Минпромэнерго хотят стимулировать производство основных узлов и агрегатов (генераторов, коробок передач, амортизаторов) внутри России.
Автопроизводители тоже принимают заинтересованное участие в этой дискуссии и направляют свои предложения в министерства. В МЭРТе среди наиболее активных лоббистов выделяют АвтоВАЗ, УАЗ, КамАЗ, "Автофрамос", а также Toyota и Volkswagen, которые пока не имеют производства в России.
На прошлой неделе появилась информация, что проект снижения пошлин на западные комплектующие почти готов и в конце ноября или первых числах декабря его рассмотрит межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле. В случае одобрения проекта МЭРТ напишет финальный вариант документа и внесет его на утверждение в правительство. Если и у правительства не возникнет вопросов, то, как говорят представители одной из сторон таможенного спора, вопрос о снижении пошлин может быть решен уже до Нового года.
Пишите письма
Прогресс в вопросе снижения пошлин многие связывают со стараниями председателя Союза автопроизводителей России (объединяет АвтоВАЗ, "Северсталь-Авто", КамАЗ и "Руспромавто") Вадима Швецова, который также возглавляет "Северсталь-Авто" (управляет УАЗом). Летом этого года Союз автопроизводителей направил в адрес правительства письмо, в котором поднимался вопрос снижения импортных пошлин на западные комплектующие. По неофициальной информации, инициатором письма выступил сам Вадим Швецов, и, как утверждают противники этой затеи, он сделал это, исходя из интересов руководимой им "Северсталь-Авто".
По информации "Профиля", не все члены Союза автопроизводителей остались довольны письмом Вадима Швецова. В частности, его не подписали представители АвтоВАЗа, которые, видимо, не захотели получить к Новому году подарок в виде снятия пошлин на импортные комплектующие, опасаясь, что их собственная продукция обнаружит свою неконкурентоспособность, оказавшись без протекционистского прикрытия.
"Мы категорически против аннулирования пошлин, — говорит пресс-секретарь АвтоВАЗа Александр Громков. — Это ставит крест на российском производстве автокомпонентов и, что немаловажно, исключает возможность прихода в эту отрасль иностранного инвестора. Мы же заинтересованы в его приходе, в создании новых рабочих мест и в появлении качественных комплектующих, произведенных в России". Получается, АвтоВАЗ в вопросе пошлин поддерживает Минпромэнерго, и, разумеется, дело здесь не только в создании новых рабочих мест. Если пошлины на ввоз комплектующих снимут и сборка иномарок в России начнет набирать обороты (а в том, что массовый приход иностранцев не за горами, не сомневаются аналитики и "Атона", и "Тройки Диалог"), АвтоВАЗу будет еще сложнее, чем сейчас, конкурировать с возрастающим количеством дешевых иномарок на российском рынке (о том, как наши автопроизводители отдают рынок иностранцам, см. рубрику "Тенденции"). Более того, давний партнер АвтоВАЗа — General Motors — недавно заявил о намерениях построить в районе Тольятти завод по производству двигателей Opel, которые должны были пойти на комплектацию ряда моделей ВАЗ. GM уже подала заявку на получение земли под строительство. Но вполне возможно, что с обнулением пошлин на импорт комплектующих появление завода может оказаться под вопросом. В конце концов, от снижения пошлин может пострадать и близкая к АвтоВАЗу самарская группа "СОК", которая является крупнейшим российским производителем комплектующих (контролирует более 10 предприятий по производству автокомпонентов).
В случае снижения пошлин АвтоВАЗ рискует стать едва ли не самым обиженным производителем легковых автомобилей. Теоретически кроме АвтоВАЗа от снижения пошлин мог бы пострадать Ford, который в 2002 году наладил сборку Ford Focus во Всеволожске. Компания пользуется таможенными льготами на основании режима свободного таможенного склада, но при этом у нее есть жесткие обязательства по локализации сборки (в противном случае Ford будет оштрафован). Условия подразумевают, что к 2007 году локализация производства Ford в России должна достичь 50%. В общем, льготы достались Ford "потом, кровью и деньгами", как шутят в самой компании, а теперь получается, что с отменой пошлин таможенными поблажками сможет воспользоваться любой желающий организовать сборку. "Это противоречит планам Ford, который составлял свой бизнес-план, исходя из одного прогноза развития конкуренции на рынке, а получил другой. Это может продлить срок окупаемости проекта Ford", — говорит аналитик "Атона" Александр Агибалов. Впрочем, эксперты отрасли уверяют, что на самом деле снятие таможенных пошлин на комплектующие может быть Ford даже на руку. В соответствии с федеральным законом №160 "Об иностранных инвестициях в РФ", который оговаривает "гарантию от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора законодательства РФ", в случае получения всеми инвесторами более выгодных льгот Ford имеет право претендовать на такие же. Иными словами, Ford наравне со всеми сможет пользоваться нулевыми пошлинами, и это избавит его от злосчастных обязательств по локализации.
Однако от отмены пошлин может пострадать коллега Ford по цеху — калининградский "Автотор", правда, косвенно. Эта компания пользуется таможенными льготами на основании закона "Об особой экономической зоне", так что потенциальная отмена пошлин просто-напросто добавит "Автотору" конкурентов. Обязательств по локализации, подобных фордовским, у "Автотора" нет.
Остались детали
Кто же получит доступ к льготным таможенным пошлинам, если их снизят? "Право беспошлинного ввоза иностранных комплектующих получат компании, организующие промышленную сборку иномарок в России. Сейчас прорабатывается перечень требований к компаниям, которые смогут это делать, и он включает в себя наличие детального бизнес-плана с указанием суммы инвестиций в проект, а также готовность компании ежегодно отчитываться перед проверяющими органами об использовании комплектующих, которые были ввезены по льготным таможенным ставкам", — говорит Вадим Швецов. Его слова дополняет еще один собеседник "Профиля", знакомый с ситуацией. "Еще до конца не решен вопрос, как комплектующие для промышленной сборки будут проходить таможню. Либо компания, которая закупает комплектующие, обязана будет предъявлять прямо на таможне копию инвестиционного соглашения по организации сборки, либо же МЭРТ составит некий перечень компаний, которые будут иметь право ввозить автокомпоненты по льготным ставкам", — говорит он.
Также не ясно, какой именно перечень — отменяющий пошлины на все комплектующие или лишь на их часть — будет в итоге одобрен межведомственной комиссией. Один из автопроизводителей говорит, что, скорее всего, пошлины отменят на все компоненты "за исключением лишь тех, производство которых уже есть в России, — например, шин или совсем какой-либо мелочевки вроде гаек или крепежей". В МЭРТе это не подтверждают и не уточняют, ссылаясь на то, что еще ничего не решено и в последний момент перечень льготных комплектующих может измениться.
В любом случае, от отмены или снижения пошлин выиграет потребитель — на отечественном рынке появится большое количество собранных в России иномарок по доступной цене. Большинство экспертов говорят, что пошлины на автокомплектующие все же рано или поздно будут отменены либо сильно скорректированы. Торг по вступлению России в ВТО еще не завершен, но уже сейчас концепция развития автомобильной промышленности России предполагает "оптимизацию таможенных пошлин на ввозимые компоненты и материалы для промышленной сборки".
ДМИТРИЙ БЕЛИКОВ
"Профиль"№43 (410) от 22.11.2004