Попытка Алексея Виноградова, слесаря механосборочных работ цеха 45-2 СКП АВТОВАЗа, через суд обжаловать приказ о своем увольнении успехом не увенчалась. Федеральный суд Автозаводского района не поверил, что истец участвовал в забастовке, и 19 октября иск бывшего вазовца отклонил.
Напомним, Алексей Виноградов был уволен после событий 1 августа. В тот день, он, как еще около трехсот вазовцев, после обеденного перерыва вместо рабочего места пошел на импровизированный митинг. Сами участники акции назвали случившееся забастовкой. Однако руководство завода квалифицировало это как отказ от работы. Санкции за столь серьезное нарушение не заставили себя долго ждать. Уже через несколько дней стали выходить приказы о наказании нарушителей. Всего те или иные дисциплинарные взыскания были наложены на 330 человек. К Алексею Виноградову были применены самые строгие меры: 10 августа вышел приказ № 1412-к, согласно которому слесарь был уволен. Но причиной увольнения стало не участие в так называемой забастовке, а "…неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей". Оказалось, в июле-августе 2006 года Виноградов имел два прогула: сначала пять дней, а потом четыре дня. Причем в обоих случаях причиной отсутствия на работе стало нахождение в нетрезвом состоянии. По сути, работодатель воспользовался своим правом строго наказать злостного нарушителя.
Алексея Виноградова ни сам приказ об увольнении, ни имевшаяся в нем формулировка, устроить не могли. Но заставить руководство отменить принятое решение он мог только одним способом: доказать в суде, что 1 августа с его стороны был не отказ от работы, а забастовка. Согласно российскому законодательству, участников забастовки уволить не могут. Надежда на благоприятный исход у Виноградова появилась после того, как всемерную поддержку слесарю взялся оказывать профсоюз "Единство", не без "помощи" которого он и был уволен. Представлять интересы экс-вазовца в суде вызвался Леонид Толмачев, штатный юрист независимого профсоюза.
Аргументация "Единства" была очень простой. По их словам, 17 июля в цехе 45-2 прошло собрание коллектива, на котором было решено направить в адрес работодателя требование об увеличении заработной платы, а 19 июля уже конференция цеха 45-2 это коллективное требование утвердила и избрала забастовочный комитет. 29 июля было принято решение провести собрания о начале забастовки. 31 июля такие собрания были проведены, тогда же и была названа дата забастовки. Все это должно было убедить суд, что на АВТОВАЗе имел место коллективный трудовой спор, а раз так, то акция 1 августа – это ничто иное, как забастовка.
Однако, в ходе судебных заседаний, нарисованная истцом картина подтверждения не нашла. Очень быстро выяснилось, что ни собраний 17 июля, ни конференции 19 июля не было. Зато был сбор подписей под требованием о повышении зарплаты до 25 тысяч рублей. Причем требование имело очень мало общего с письмом, направленным, в конечном счете, в адрес руководства. При этом само письмо почему-то оказалось анонимным. То есть сотни подписей, которые были собраны активистами "Единства", по сути, оказались невостребованными. Не подтвердился и факт избрания забастовочного комитета: участники событий 1 августа, приглашенные в суд в качестве свидетелей, так и не могли назвать фамилий его членов. И подобных нестыковок с версией "Единства" на суде набралось более чем достаточно.
Не обошелся процесс и без сенсаций. Настоящей "бомбой" стала аудиозапись состоявшейся 29 июля в бизнес-центре "Форум" встречи лидеров "Единства" с представителями бригад, готовых принять участие в готовящейся акции. Несмотря на бурные возражения адвоката Леонида Толмачева и главы "Единства" Петра Золотарева запись все-таки была прослушана судом, хотя и на закрытом заседании. Как стало известно, на этой встрече активисты "Единства", по сути, инструктировали людей, как отказываться от работы, как вести себя во время отказа от работы по отношению к "начальникам" и как писать потом объяснительные. Любопытно, что именно тогда 29 июля, а вовсе не на собрании работников, которое состоялось позднее - 31 июля в столовой второй вставки, была определена дата будущей "предупредительной забастовки" - 1 августа с 11-45 ч.
Не удивительно, что суд, взвесив аргументы "за" и "против", принял сторону работодателя. Однако ставить точку в деле еще рано. У Алексея Виноградова есть несколько дней на то, чтобы принять решение – оспаривать или нет вердикт районного суда в вышестоящей инстанции. Судя по настрою "Единства", апелляция будет подана. Это нужно профсоюзу и для того, чтобы оспорить в суде приказ об увольнении Валерия Мачихина, с которым АВТОВАЗ расстался по тем же основаниям, что и в случае с Виноградовым. Но после вердикта от 19 октября это будет сделать очень сложно.
01.12.2008 09:26:07