поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

В.Н. Поляков: портрет на фоне ВАЗа

3 марта 2008 года исполнилось 93 года со дня рождения первого генерального директора Волжского автомобильного завода, почетного гражданина города Тольятти и Самарской области и просто удивительного человека Виктора Николаевича Полякова. Его имя неразрывно связано с рождением и становлением большого комплекса Волжского автомобильного завода, что само по себе стало уникальным событием – по срокам, темпам строительства, освоения производственных мощностей и дальнейшего развития.
За пуск Волжского автомобильного завода и большой вклад в развитие машиностроения Указом Президиума Верховного Совета СССР В. Н. Полякову присвоено в 1971 году почетное звание "Герой Социалистического Труда". Имя Виктора Николаевича Полякова занесено в Книгу Почета ОАО "АВТОВАЗ".
Он был внешне скучным человеком. Он не рассказывал анекдотов, не веселил застолье, не плясал и не пел. Его могли назвать "сухарем", и это было справедливо. Он был аскетом, живя в то время, когда начальник его уровня обрастал привилегиями и обрядами начальственной жизни.
С Виктором Николаевичем Поляковым непосредственно связано то, что мы называем вазовским стилем работы.
В.Н. Поляков взрастил и воспитал не одно поколение вазовцев, многие из которых и сегодня продолжают общее Дело и с благодарностью вспоминают о Викторе Николаевиче.
Коллектив специалистов, сформированный, заряженный им, сумел на протяжении более четырех десятилетий сохранить, поддержать его принципы нацеленности на результат, даже в труднейшей обстановке девяностых годов обеспечить работоспособность огромного предприятия, не только устойчивость, но и его развитие.
Чтобы сохранить, донести до потомков бесценное достояние его личности, по возможности показать феномен этой личности и стиля работы, мы обратились к воспоминаниям тех, кому повезло знать Виктора Николаевича Полякова лично, кому выдался шанс поработать с ним, перенять его опыт. Вот что повествуют о нем его коллеги, соратники в книге "В.Н. Поляков глазами современников":

Алексей Васильевич Николаев - бывший президент-генеральный директор ОАО ""АВТОВАЗ"":
…Идем с Поляковым по цеху. И вдруг он увидел лежащие на полу несколько валов и шестерен – кто-то из разгильдяев оставил. Остановился, плечом немного задергал (верный признак его раздражения). Я и теперь могу дословно те слова повторить:
- Вы, товарищ Николаев, вообще зубообработкой занимались когда-нибудь в жизни?
- Занимался.
- Не верю. Вы на ФИАТе были?
- Был.
- Вы такое видели хоть раз там?
Но я же не мог сказать, что там такое видел.
- Нет, Виктор Николаевич.
И он мне прочел короткую лекцию, как надо с шерстернями обращаться и какие все это может иметь последствия. И не только по этим отдельным деталям, но и по стилю работы всего цеха.
Подобные "вливания" многие на нашем заводе могут вспомнить. Никто на это не обижался, понимали уже, что ВАЗ с порядка начинается.

Александр Александрович Ежевский - бывший министр сельскохозяйственного машиностроения СССР:
Что бы там ни говорили, Волжский автомобильный, при всем его значении для нашей страны, это - прежде всего памятник Виктору Николаевичу Полякову. Когда во время строительства ВАЗа я бывал там, видел, насколько строг, требователен он был к строителям, монтажникам. Иногда даже обижались на него. Тот же П.С. Непорожний не раз сетовал: ""Чего это Поляков все время ко мне придирается?"" А он прав был. Потому что требовал высокого качества. И от оборудования, поставляемого к монтажу, и от отделки зданий, и от качества жилья... Он решал в комплексе вопросы производственные и социальные - вопросы культуры, бытового обслуживания. И требовал, чтобы все это делалось с высшим качеством. И не просто с жесткой, но иной раз с жестокой настойчивостью. И нужен был его железный характер, его высочайшая принципиальность, чтобы отстоять свои убеждения, то, что считал нужным для завода и города. Да, его, случалось, обвиняли в удорожании сметной стоимости строительства, чуть ли не в излишествах. Но жизнь показала, что он был полностью прав. Это тот самый случай, когда, по пословице, скупой платит дважды, а то и трижды.
Инна Михайловна Лукьянова – бывший ведущий специалист "АВТОпромимпорта":
… Собираемся в Москву. Мы с Еленой Павловной (женой Виктора Николаевича) давно готовы, а Полякова все нет; у него же график до последней минуты расписан. Наконец, появляется Николай Петрович, водитель его. Быстрее, быстрее – летим в Сызрань. Поляков, чувствуем, весь еще в мыслях о работе.
Едва поспеваем к поезду, влетаем в купе, чуть отдышались, и вдруг – на его лице лукавая улыбка: "Елена Павловна, а где же ваши пирожки?" Совершенно другой человек. Пили чай, шутили, проговорили до ночи. Утром встали, уже Москва скоро, и передо мной уже опять другой человек: весь в делах, в заботах о том, что нужно решить за день. И нет, чтобы с вокзала домой заехать. Водителю – "Меня в министерство, а потом их доставишь, куда укажут". То же самое и с самолетом: прилетит утренним рейсом и сразу на работу.

Георгий Константинович Мирзоев - бывший главный конструктор АВТОВАЗа: ...главным было то, что Поляков никогда не связывал инициативу, не навязывал своего мнения. Оппонировал, не соглашался с тобой - да, это случалось. Но не отбивал руки. Он ценил людей, которые входили в его команду, которые заряжались его энтузиазмом и дальше превращали эту энергию во что-то реальное. Каждый раз, когда он высказывал какие-то неожиданные идеи, то очень, по-моему, следил: как ты будешь реагировать, зарядишься ли этим энтузиазмом, предпочтешь идти обычным, наторенным путем или будешь готов в числе первых подняться в атаку.

Петр Макарович Кацура - бывший директор по экономике ВАЗа:
В моем представлении Виктор Николаевич был и остается до сих пор знаковой личностью не только как широко образованный инженер и видный организатор промышленного производства. При всей взыскательности по работе его отличали большие человеческие качества, бережное отношение к своим соратникам, непоказная доброжелательность, исключительная скромность.
В этот же день 3 марта 2008 года отметил свое 53-летие нынешний директор АВТОВАЗа Борис Алешин. Удивительное совпадение. В свое время именно Поляков "встал у руля" Волжского автозавода в период больших перемен в советской промышленности и стал легендой. Так и Борис Алешин пришел на АВТОВАЗ на закате старой эпохи и вначале нового этапа развития автогиганта и всего автопрома: буквально несколько дней назад в Москве был подписан, наверное, самый важный с момента создания Волжского автозавода документ о стратегическом партнерстве с французским автоконцерном Renault. Это "крутой" поворот в вазовской истории. И сегодня во главе завода стоит руководитель, который уже проявил ряд качеств, присущих Полякову.
Виктор Николаевич Поляков всегда старался лично посещать все сложные участки сначала строительства, а в дальнейшем и производства Волжского автозавода, непосредственно общался с работниками на местах, вникал во все проблемы завода. Это была хорошая традиция. Такое же отношение к заводу продемонстрировал и Борис Алешин, с первых дней руководства АВТОВАЗом начав посещения производств. Сегодня на заводе, как и при Полякове в свое время, много внимания уделяется социальной поддержке трудового коллектива и повышению зарплат.
Подобные совпадения, пересечение двух эпох, двух личностей – Полякова и Алешина – позволяют рассчитывать на возвращение былой славы АВТОВАЗа. Будем надеяться, что с успехами завода в тольяттинцев вернется уверенность в собственных силах и та особая, всегда присущая им гордость.

Илона Березий

В статье использованы материалы книги ""В.Н. Поляков глазами современников"".
01.12.2008 09:26:07
Последние статьи
  02.09.2020 О каких автомобилях мечтают россияне
  03.08.2020 Лада готовит молодёжную версию Иксрея Кросс
  02.07.2020 Как не дать угонщикам шанса
  01.06.2020 Грузинский туроператор предлагает российские кемперы для путешествий по Кавказу
  06.05.2020 Жар под капотом
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Всё об оборудовании для прачечной - продажа, ремонт, сервис.
1umelez.ru
Екатерина Босов далее
kommersant.ru
Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!