Вчера в эфире программы "Обозреватель" на ВАЗ ТВ - ТВ Центр было показано интервью со старшим вице-президентом по техническому развитию ОАО "АВТОВАЗ" Максимом Нагайцевым и старшим вице-президентом по планированию, продуктам и программам ОАО "АВТОВАЗ" Югом Демаршелье. Темой стали перспективы развития модельного ряда LADA. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию подробности этой встречи.
- 1 октября в парижском офисе компании Renault прошел совет директоров ОАО "АВТОВАЗ". На нем был утвержден модельный ряд до 2014 года, разработанный совместно специалистами АВТОВАЗа и Renault. Скажите, какое решение, на ваш взгляд, является наиболее важным для развития завода и укрепления его позиций на рынке?
Максим Нагайцев:
- Прежде всего радует тот факт, что совет директоров рассмотрел весь спектр моделей. То есть это не было решением по каким-то отдельно взятым вопросам - была принята по-настоящему серьезная программа, значительно расширяющая модельный ряд АВТОВАЗа в соответствии с теми тенденциями, которые наблюдаются на российском рынке в последние годы и которые, мы надеемся, сохранятся в дальнейшей перспективе. Все-таки наша программа - это основа, которая закладывается на много лет.
Можно отметить три наиболее важных аспекта. Первое - мы обязательно сохраним модель на базе существующей линейки LADA. Второе - освоим производство автомобиля, лицензию на который мы приобрели у наших французских партнеров (это будут автомобили класса "В0" на базе Renault Logan, слегка превосходящие нынешние машины LADA по размерам). И третье - это запуск в производство автомобиля "Проект С" (LADA 2116), который за последние несколько месяцев был переработан совместно с нашими французскими коллегами.
Господин Демаршелье, как вы оцениваете решения совета директоров в плане утверждения модельного ряда АВТОВАЗа? Какие перспективы открываются перед нашим заводом с началом выпуска новых моделей?
Юг Демаршелье:
- На совете директоров пройден очень важный этап. План АВТОВАЗа - увеличение производства до 1,2 миллиона автомобилей в год. Необходимо было утвердить полный план продукции, который, как сказал мой коллега, состоит из трех сегментов. Причем среди этих трех сегментов есть класс "С", где на данный момент АВТОВАЗ не представлен. Так что освоение производства такого автомобиля будет для АВТОВАЗа важным опытом - предприятие должно стать конкурентоспособным производителем автомобилей в новой для себя нише на европейском и мировом рынке. Это позволит значительно увеличить наши объемы производства.
- Давайте подробнее остановимся на "Проекте С". В каких пропорциях он будет иметь компоненты и технологии от АВТОВАЗа и Renault?
Максим Нагайцев:
- В последние месяцы мы значительно пересмотрели этот проект в части интеграции компонентов от существующих автомобилей Renault и перспективных моделей, которые мы могли бы использовать совместно. На сегодня достигнут уровень почти 40 процентов по общим с Renault компонентам. Конечно, прежде всего, это будет силовой агрегат, ряд систем кузова (климатическая установка, сиденья), много различных систем в части электрооборудования и т.д. Таким образом, мы сократим издержки на разработку и обеспечим более высокий уровень качества этого автомобиля.
Со стороны АВТОВАЗа сохранятся те существенные преимущества, которые с самого начала были заложены в этот проект нашими инженерами. А именно - достаточно жесткий кузов по сравнению с нашими аналогами и возможность создания на базе этого автомобиля других версий - в том числе полноприводных. Сохранилась и конструкция шасси, разработанная вместе с немецкими партнерами. Поэтому можно сказать, что здесь в полной мере совместный продукт. Сейчас автомобиль утвержден в этом виде, и мы готовим его к реализации.
- А сколько будет стоить автомобиль класса "С"?
Юг Демаршелье:
- Пока еще очень рано говорить о цене. Необходимо понять, что наша цель - предложить автомобиль на уровне стандартов лучших марок данного класса по качеству, потребительским характеристикам, безопасности.
При этом автомобиль должен быть прекрасно адаптирован к дорогам России. И все это, конечно, мы должны предложить по привлекательной цене для наших потребителей.
- Аналитики утверждают, что в производстве автомобиля класса "С" АВТОВАЗ столкнется с жесткой конкуренцией на рынке, поскольку в той ценовой нише, которая во всяком случае ранее заявлялась, присутствуют модели большинства мировых автопроизводителей. Каким образом просчитываются наши конкурентные преимущества? Изменится ли технология производства автомобиля, позволяющая снизить его себестоимость?
Максим Нагайцев:
- Безусловно, в конструкцию автомобиля уже заложены решения, позволяющие удержать затраты на традиционном для АВТОВАЗа уровне. Нам есть, что противопоставить тенденциям, связанным с повышением стоимости труда, материалов и т.д. Более того, мы открываем программу постоянного анализа и поиска новых возможностей, изменений и улучшений в процессе производства, чего на АВТОВАЗе, в общем-то, не было. Раньше все наши усилия уходили на борьбу за качество предыдущих моделей. Сегодня вопрос стоит несколько иначе. Прежде всего - себестоимость должна быть снижена при том же уровне качества.
По поводу класса "С" вообще и конкурентной борьбы в нем я бы хотел сказать, что это самый доходный сегмент - именно поэтому там так много автопроизводителей. АВТОВАЗу просто нельзя оставаться в стороне от автомобильного бизнеса и от самого доходного сегмента. К тому же при тех потрясениях, которые иногда выпадают на долю финансового рынка (а это, безусловно, всегда сказывается на покупательной способности), - локальный бренд, который выпускает замещающие продукты, всегда имеет ряд преимуществ. И мы обязаны быть на рынке с таким продуктом.
- На кого ляжет основная нагрузка по подготовке к производству LADA 2116? В какие сроки планируется провести очередные краш-тесты автомобиля, чтобы проверить его потребительские качества на безопасность?
Максим Нагайцев:
- Хотел бы напомнить, что серия краш-тестов "Проекта С" начата еще два года назад. Они подтверждают очень высокий уровень безопасности этой разработки. По итогам испытаний на фронтальный и боковой удары прототип "Проекта С" в мае 2006 года получил оценку "4 звезды" по методике EuroNCAP To есть в плане безопасности к этому автомобилю вопросов не будет. Сверх того, он обладает техническим потенциалом для удовлетворения еще более высоким требованиям, введение которых ожидается в Европе и, соответственно, в России в ближайшие годы. Конечно, по мере наполнения автомобиля новыми компонентами многие испытания мы повторяем. Очередные тесты будем анонсировать, как обычно. Какого-то экстраординарного события мы не ждем, потому что и так все достаточно успешно выполняется.
Что касается нагрузки по подготовке производства, она традиционно ляжет на наши подразделения. Как всегда, на АВТОВАЗе этим занимаются не только дирекция по техническому развитию, но и непосредственно сами производства. Мы предполагаем освоить на нашей площадке новые цеха - в частности, 70-й корпус планируется переоборудовать под задачи сварки кузова. Во многом будут использованы мощности производства автомобиля LADA KALINA. Основные задачи на заводе - максимально загрузить существующие мощности, естественно, проведя некоторую их реконструкцию, чтобы вазовцы начали работать с новым для нас продуктом в новых условиях.
Продолжение>>>
Екатерина Сергеева,
>"Волжский Автостроитель", 14.10.08