За последнее 10 лет методы угонщиков остались практически теми же, изменилось лишь оборудование, утверждает портал Autonews.ru, пообщавшийся с современным «Деточкиным».
Большинство современных авто имеют сигнализацию и иммобилайзер (в базовой комплектации или опционно). Многие считают это достаточным. Но для профи такая
защита от угона – легкая добыча: мастера досконально изучили подобные устройства на самых популярных моделях. По информации источника Autonews.ru, вскрытие и угон авто со штатной системой занимает 5-35 секунд в зависимости мастерства и модели. Часто дорогие машины защищены хуже. Так, в первых Ауди Q7 мультиплекс (проводку, связующую все электронные системы) прокладывали по водительской двери, ее «пробивали» сверлом, затем подключались к проводке и за несколько секунд выводили из строя иммобилайзер и сигнализацию.
Многие салоны сразу при покупке предлагают различные замки – рулевой колонки, капота, коробки и т. п. По оценке угонщика, любые механические замки – массовые, отлично изученные его коллегами продукты. Чтобы справиться с ними, требуется не более минуты. Российские изделия вскрываются вообще чуть не скрепками. Громкие бренды ничего не гарантируют – алгоритмы защиты одинаковы у всех. А вот с различными «секретками» разработки народных умельцев справиться можно не всегда. Угонщик припомнил историю о знаменитой банде, специализировавшейся на угонах Хонды CR-V, четырежды возвращавшейся к тому же авто, но так и не сумевшей раскусить кустарный замок на рулевой колонке. Правда, владелец продал неугоняемый кроссовер – надоело менять замки на водительской двери и каждый раз заново идти в страховую. С другой стороны, есть такие «дяди Васи», которые работают вместе с угонщиками. Умельцы должны быть проверенными.
Угонщики и производители сигнализаций пару десятилетий ведут технологическую войну. Производители усложняют алгоритмы и коды, угонщики создают новые сканнеры. Простейшие в открытую продают китайские интернет-магазины за несколько десятков баксов. Однако, по мнению собеседника Autonews.ru, нештатная сигнализация остается одним из самых надежных рубежей защиты от угона. Правда, ручается он за достаточно дорогие и правильно установленные системы (зато даже массовые модели в этом сегменте). При этом в салонах и крупных спеццентрах действуют нормочасы, в которые электрики должны уложиться при установке сигнализации. Это чревато установкой основного блока сигнализации под водительским сиденьем или висящими пучками проводов, одного взгляда на которые специалисту достаточно, чтобы понять, как именно выводить эту сигнализацию из строя. Угонщик считает обязательной установку «метки» – работающего по принципу «свой-чужой» дополнительного иммобилайзера. Он как минимум может замедлить скорость угона.
Спутниковая сигнализация, считающаяся самой надежной, не вызывает большого уважения собеседника Autonews.ru. Диспетчер получает сведения о местонахождении авто с приемника GPS по каналу GSM. Дорогие авто, оснащенные спутниковой сигнализацией, угоняют профи, имеющие соответствующую аппаратуру для своей работы. Они блокируют GSM-канал секунд за 10 и еще около минуты тратят на вскрытие салона и поиск передатчика. Диспетчер даже не успевает среагировать. Приведение салона в товарный вид, как и покупка аппаратуры, в этом бизнесе себя многократно оправдывают.
Угоны с парковок и со дворов чаще всего происходят в «час глубокого сна», под утро, когда мозг блокирует окружающие звуки и реже всего встречается полиция (в 4-6 утра идет пересменка экипажей в ГИБДД и полиции общественной безопасности). Днем чаще всего угоняют с неохраняемых стоянок ТЦ.
Дорогие кроссоверы, как правило, невозможно похитить со стоянок, потому что они ночуют на охраняемых паркингах, чаще всего угоняют, выкидывая из-за руля. Владельцев первых БМВ в силу этого обычая звали «десантниками». Большинство «десантников» забывает о блокировке дверей и необходимости взглянуть по сторонам до того, как сесть за руль. Кроме того, дорогие и эксклюзивные авто в России угоняются «по взаимному согласию» (владельцы в таких случаях гарантированно получают страховые выплаты, однако полиция и страховщики бывают особенно подозрительными в подобных случаях, потому, получив деньги, можно потерять свободу).
По убеждению собеседника Autonews.ru, неугоняемых авто не существует. Так, старые, хорошо сохранившиеся иномарки – доноры запчастей для любых нелегальных сервисов. Непопулярные модели на черном рынке пользуются спросом ввиду меньшего внимания к ним. Жигули скупали «бомбилы» (их так много, что на перебитые и левые номера никто не обращает внимания), после ужесточения закона о такси спрос на черном рынке, вероятно, уменьшился, но вряд ли исчез вовсе.
Бесключевой допуск – также не панацея от угона. Вскрытие и запуск авто занимают столько же, сколько угон машины с ключами.
Угоняют и со стоянок с охраной, даже вооруженной. Если нет договора об ответственном хранении, такие стоянки ни за что не отвечают. Случаются и налеты, при которых охрана не будет защищать авто с риском для жизни.