Знакомое всем обозначение на багажниках - "i" (инжекторный двигатель) - скоро будет красоваться не только на переднеприводных автомобилях, но и на родной "классике". Дело в том, что с 2001 г. на территории России введены нормы по токсичности выхлопных газов "Евро-2", в которые обычный карбюраторный двигатель не укладывается. Поэтому на ВАЗе составлен план-график сокращения (с последующим прекращением в конце 2002 г.) программы выпуска карбюраторных двигателей и перехода на впрысковые, согласно которому уже в январе этого года автомобили классической компоновки на главном конвейере начнут комплектовать и такими двигателями.
Подробнее об этом проекте нам рассказал инженер- конструктор отдела топливной аппаратуры и токсичности управления проектирования двигателей Сергей ОСИПОВ:
- ВАЗ-2104 - именно так будет классифицироваться новый впрысковой двигатель, сделанный на базе двигателя 2103 объёмом 1450 см3. Отличия у них только в головке блока и системе впуска- выпуска: поставлены форсунки, организованы каналы и спецвыточки, установлен ресивер.
Проект имеет название "26А" - выпуск подразумевается в двух сходных по алгоритмам вариантах блоков управления, в принципе уже знакомым по переднеприводным автомобилям - отличия будут только в начинке блоков.
Сертификация двигателей с блоком М1.5.4 "БОШ" проведена в июне, а с блоком "Январь 5.1" - в декабре 2001 г. на автополигоне в Дмитрове. Этому предшествовал с 1999 г. полный цикл испытаний, включая климатические, и выезд на горный Алтай.
На конвейере пробная партия из 8 таких двигателей была собрана в апреле прошлого года и установлена на автомобили ВАЗ-2104, так как к тому времени не было бензобаков с электронасосами для других моделей "классики". Два из них проверялись в отделе топливной аппаратуры УПД и отделе функциональных испытаний управления специспытаний, остальные успешно заканчивают ресурсные испытания протяженностью 80 тыс. км.
Наиболее интересный вопрос о расходе топлива также оправдал ожидания: если на обычной "четверке" это было 9,2 л/100 км, то здесь - 8,2 л. Правда, напрямую так сравнивать нельзя, потому что отличаются ездовые циклы. Раньше расход замеряли по правилу R-83, где не было скоростной добавки, которую включают в себя европейские EUDC. При замерах по R-83 расход был бы ещё меньше. Сейчас критерии по токсичности ужесточились - добавлено прохождение участков на более высоких скоростях, этого требуют нормы "Евро-2". Для соответствия им автомобили комплектуют СУПБ -системой улавливания паров бензина. Есть также нейтрализатор отработавших газов, присутствует обратная связь в виде датчика кислорода. Чем отличается этот проект от ранее созданных? Тем, что здесь отсутствует система гашения детонации, что, конечно, может быть неудобным. Так, "мозги" блока управления калибруются только под бензин АИ-91, -92, при плохом его качестве система может не справиться и на каких-то режимах двигатель будет детонировать. Это сделано с одной целью - создать самый дешевый проект, отвечающий требованиям "Евро-2".
По размещению двигателя в подкапотном пространстве затраты и изменения незначительные - потребовалось переделать кронштейн поддержки капота и радиатор охлаждения. Бачок омывателя перенесли на другую сторону для освобождения места под корпус воздушного фильтра.
Что касается самого двигателя, то для снижения цены выбраны 8-клапанная головка блока с механическим приводом без гидротолкателей и готовая система впуска от модели 21214. Впрыск будет распределенный - 4 форсунки с попарно-параллельным действием, как у 16-клапанного двигателя. А в основном это остался тот же 03-й двигатель, правда, наибольший крутящий момент сместился с 3600 об/мин на 4100-4200. Сам крутящий момент возрос на 10%.
Следующей перспективной работой, начиная с этого года, является создание инжекторного двигателя объемом 1600 см3 с блоком "Январь 5.1".
Владимир Алексин
"Семь верст", №1, 2002г