Система охлаждения - дама капризная, своенравная и
непредсказуемая. Вечно ее бросает то в жар, то в холод.
Летом она готова вскипеть по малейшему поводу, а зимой
замерзнуть и злорадно подглядывать из радиатора, как незадачливый
автомобилист совершает ритуальные танцы вокруг застывшей на обочине
машины.
Но, несмотря на ее скверный характер, с системой охлаждения надо
находить общий язык, потому как специалисты уже давно установили, что
более 50% выходов из строя автомобилей связано с отказом именно системы
охлаждения. Впрочем, перефразируя известный афоризм, не так страшна
система охлаждения, как ее малюют. Надо только знать, как правильно ее
обслуживать и как без излишних затрат и нервотрепки устранять ее
неисправности.
Это важно знать…
Остановимся на нескольких важных моментах. Современные двигатели
рассчитаны на работу в узком диапазоне рабочих температур. Основные
детали двигателя: кривошипно-шатунный механизм, поршни, цилиндры,
головка - сделаны из разнородных материалов и при нагреве расширяются
по-разному. Все тепловые зазоры двигателя рассчитаны на достижение
двигателем рабочей температуры. При этом система охлаждения поддерживает
эту температуру при разных режимах работы двигателя и нагрузках.
Температура кипения воды или антифриза при обычных условиях, то есть при
атмосферном давлении - около 100°С, это всем хорошо известно.
Температура кипения воды или антифриза при повышенном давлении будет
выше. В системе охлаждения двигателей создается давление около 1,2 атм,
и антифриз закипает уже при 120-125°С. Этим достигается возможность
поддерживать рабочую температуру охлаждающей жидкости выше 100°С.
Другими словами, если система охлаждения негерметична, то давление не
создается и двигатель не прогревается до рабочей температуры.
Автолюбитель подливает тосол и ездит себе, не подозревая, что двигатель
изо дня в день работает на износ. Голая правда заключается в том, что
износ непрогретого до рабочей температуры двигателя увеличивается в
несколько раз. На инжекторных двигателях стоит датчик температуры,
который "думает", что двигатель все еще прогревается и дает команду в
компьютер на увеличенную дозу бензина. Отсюда негерметичная система
охлаждения сразу стоит 7-10% повышенного расхода бензина. Работа
двигателя на обогащенной смеси - большая беда. Разжижается масло,
возрастает нагарообразование, выходит из строя каталитический
нейтрализатор.
Все это происходит довольно быстро. Итог бывает печальный - не прошло и
года, как новая машина уже убита, все ломается, течет, перегревается,
хозяин разводит руками - ну что мол с нее взять, российский автопром! На
самом деле виноват он сам и лишь немного автопром, оттого что нет пока у
российских машин такой мощной защиты от дурака, как у "японок" или
"американок".
А вот диаметрально противоположная картина: старенькие "Жигули" с
хозяином -профессором, у которого почему-то машина всегда заводится, не
дымит, не шумит и ездит годами. Вся разница в том, что ее хозяин привык
читать книжки, инструкции, анализировать и принимать решения. В
результате мелких действий, в основном превентивного характера, ему
удается содержать машину в порядке.
Простое решение серьезных проблем
Как вовремя распознать надвигающуюся беду? Есть несколько простых
рецептов.
На холодной машине и на включенном двигателе откройте капот и осмотрите
радиатор, верхний и нижний патрубки радиатора, места креплений шлангов,
состояние хомутов, блока двигателя под шлангами. Если видны белесые
подтеки, значит есть мелкие течи. Иногда достаточно подтянуть хомуты
шлангов, но аккуратно, чтобы не перетянуть: вначале немного отпустив, а
затем затянув чуть сильнее, чем было. Снимите крышку радиатора и
осмотрите ее изнутри. Не должно быть видимых следов коррозии, разбухших
или съежившихся резиновых уплотнителей. Вообще крышку радиатора или
расширительного бачка (если нет крышки радиатора) надо менять раз в 2
года. В ней содержится перепускной клапан, который как раз и
поддерживает повышенное давление в системе.
Залезьте пальцем внутрь горловины радиатора и проведите по внутренней стенке, если есть жирный налет или ощущается накипь, систему надо промывать специальной " 7-минутной промывкой системы охлаждения"
HG9014 (7 Minutes RadiatorFlush).
Накипь и отложения препятствуют теплоотводу и существенно
сокращают срок службы антифриза/тосола. Поэтому в качестве профилактики рекомендуется использовать "Защиту от коррозии и смазку помпы"
HG9005 (Radiator Rust Stop) с периодичностью один раз в год, либо еслиантифриз/тосол приобрел коричневатый оттенок.
Заведите и прогрейте двигатель (с закрытой крышкой радиатора и с
нормальным уровнем жидкости). На малых оборотах сожмите рукой верхний
патрубок радиатора, при этом должно ощущаться давление, как в шине
велосипеда. Если давления нет, значит надо чинить.
Перегрев и закипание часто связаны с вышедшим из строя термостатом,
медленный уход охлаждающей жидкости - с небольшими течами или
неисправной пробкой радиатора. Хотя иногда бывает сразу весь "букет": и
термостат, и течи, и пробка.
Если давления в системе нет, то вначале замените пробку радиатора, благо
она недорогая, и результат проявится сразу. Если и после этого давление
не появилось, надо попробовать использовать остановку течи радиатора
типа
HG9025 (Radiator Stop Leak), что сродни опрессовке системы. Состав
сам найдет мелкие утечки и надежно их ликвидирует, при этом, в отличие
от многих аналогичных составов, не забьет трубки радиатора и печки
отопителя. В 90% случаев через 20-30 минут после применения HG9025
давление в системе восстанавливается и вы, пожимая верхний шланг, сразу
это чувствуете. Почему-то и расход бензина после этого упадет, и СО
снизится, и приемистость возрастет. И всего-то после заливки в радиатор
баночки HG9025.
Тяжелый случай
Более сложная неисправность - течь охлаждающей жидкости через прокладку
или трещину головки блока. Это уже серьезно, и без лечения возможен
летальный исход для двигателя. При этом обычно наблюдаются следующие
симптомы: на холодном двигателе охлаждающая жидкость уходит, а на
горячем нет. Кроме того, на холодном двигателе из глушителя идет белый
густой дым, который при прогреве исчезает. Такие неприятности случаются
нередко. Характерный пример: купил подержанную иномарку, не заменил
вовремя воду на антифриз и, пожалуйста, ударил мороз, вода замерзла,
блок треснул…
Обращение в автомастерскую чревато дорогостоящим ремонтом. Но и такую
серьезную неисправность оказывается можно устранить самостоятельно и
даже без помощи гаражного "дяди Васи". Надо использовать "Металлогерметик для сложных ремонтов системы охлаждения"
HG9037 (Metallic Block Seal). Этот состав гарантированно устраняет течи антифриза через прокладку головки блока и ремонтирует треснувшие алюминиевые или чугунные головки блока. С его помощью можно устранить
большинство сложных повреждений двигателя, возникающих из-за перегрева
или "размораживания".
Некоторые автолюбители после сложного ремонта системы охлаждения спешат
побыстрее машину продать. При использовании HG9037 (Metallic Block Seal)
это будет ошибочным решением - прочность ремонта сопоставима с
прочностью сварки. Кроме того, это средство "попутно" устраняет более
мелкие дефекты, такие как течи радиаторов, кранов отопителя и т.д. В
результате надежность автомобиля только возрастет!
Рецепты от AGA
Надежность системы охлаждения во многом определяет выбор "правильного"
антифриза. Поэтому автомобилистам стоит внимательнее присмотреться к
продукции компании
AGA, которая в ноябре 2002 года развернула
собственную программу по производству технических жидкостей и, в первую
очередь, тосолов и антифризов.
К настоящему времени на рынке под торговой маркой "AGA" представлена серия охлаждающих и специальных жидкостей высшей категории качества: тосол AGA-L40, антифризы AGA-Z40,AGA-Z42, AGA-Z65 и антифриз-очиститель AGA-R30.
"Высшая категория качества" - это не простые слова. На IX Международной
выставке-конкурсе "Всероссийская марка - III тысячелетие" продукция с
торговой маркой "AGA" была отмечена высшими наградами - золотыми знаками
качества. Впрочем, помимо официального признания, не менее важно и
признание самих автомобилистов - их "голосование кошельками". Так вот,
за зиму 2003-2004 гг. продажи антифризов под маркой "AGA" в сети
магазинов AGA-АВТОМАГ превысили в несколько раз сбыт всех прочих
антифризов вместе взятых! Уже более 60 тысяч автолюбителей используют
тосолы и антифризы под маркой "AGA".
К продукции AGA начали присматриваться и серьезные автохозяйства.
Охлаждающие жидкости AGA плещутся в шестицилиндровых "сердцах"
магистральных тягачей MAN, где установлены высокофорсированные дизели с
турбонаддувом и интеркулером, и отлично справляются со своей задачей в
самых суровых условиях.
Чем же интересны охлаждающие жидкости от AGA? Этот добротный товар
поставляется в удобной таре с герметичной крышкой, изящной этикеткой и
грамотной аннотацией. При относительно низкой цене охлаждающие жидкости
"AGA" не только удовлетворяют, но по ряду показателей даже превышают
требования соответствующих зарубежных спецификаций и российских
стандартов благодаря внедрению самых современных разработок и
рекомендаций высококвалифицированных ученых-практиков.
Концепция, реализованная в антифризах "AGA", предоставляет каждому
покупателю возможность подобрать товар, обеспечивающий максимум
эффективности работы системы охлаждения конкретного двигателя в
зависимости от его типа и режима работы.
Например, для двигателей, преимущественно работающих с высокими
нагрузками при низких и средних частотах вращения коленчатого вала
(соответственно при малой скорости циркуляции охлаждающей жидкости), для
исключения образования локальных зон перегрева очень важно обеспечить
повышение эффективности передачи тепла от охлаждаемых деталей жидкости и
затем от жидкости радиатору. При использовании антифриза
AGA-Z40это
становится возможным благодаря его высокой смачивающей способности.
Антифриз AGA-Z40 глубоко проникает в поверхностную структуру металла,
что значительно повышает эффективную площадь контакта поверхности и
жидкости, тем самым улучшает охлаждение двигателя. Данное свойство важно
как для высокофорсированных теплонапряженных двигателей с турбонаддувом,
работающих на режиме максимального крутящего момента, так и для
автомобилей, томящихся в городских пробках. Повышенная смачиваемость
легко демонстрируется при взбалтывании канистры - антифриз AGA-Z40 долго
стекает со стенок, оставляя на них капли. Кстати, еще одно замечательное
свойство антифриза AGA-Z40 заключается в том, что обнаружить места
утечек можно и без ультрафиолетовой лампы. Секрет заключается в особом
красителе данного антифриза.
У двигателей, часто работающих при высоких частотах коленчатого вала
(скоростная езда, агрессивное маневрирование, интенсивный разгон),
вследствие условий высокочастотной вибрации и интенсивной циркуляции
охлаждающей жидкости может возникать кавитация - образование и
схлопывание пузырьков при температурах +50…+90°С (т.е. ниже температуры
кипения!). Этот процесс вызывает разрушение омываемых металлических
поверхностей и ухудшает охлаждение двигателя. Чтобы этого избежать,
более предпочтительно использование антифриза
AGA-Z42, поскольку он
обладает усиленной антикавитационной защитой металлов благодаря
системной оптимизации его вязкости, сил поверхностного натяжения и
других физико-химических свойств.
Для двигателей с высокой степенью форсирования (например, с
турбонаддувом и интеркулером), преимущественно эксплуатируемых в
экстремальных условиях - пустыня или крайний север, движение при сильной
жаре по городу или по магистрали с перегрузом, режим авторалли -
рекомендуется антифриз
AGA-Z65, который отличается увеличенной
теплоемкостью, повышенным запасом служебных свойств и усиленной
термостабильностью пакета присадок, что в комплексе обеспечивает
надежное охлаждение самых "горячих" двигателей.
И абсолютно для всех двигателей рекомендуется применять
антифриз-очиститель
AGA-R30 с температурой начала замерзания -30°С. Этот
продукт обладает всеми свойствами стандартного высококачественного
антифриза. Незначительная добавка антифриза-очистителя AGA-R30 (1…2
литра на 10 литров емкости системы охлаждения) за 100...150 км до смены
охлаждающей жидкости позволяет обеспечить эффективную промывку, удаление
накипи, продуктов разложения антифризов и коррозии металлов.
Итак, выбор "правильного" антифриза, знание и использование нескольких
недорогих, но эффективных составов позволяет содержать систему
охлаждения в идеальном состоянии, а при необходимости без излишних
затрат времени, денег и, что также немаловажно, без нервотрепки быстро и
изящно отремонтировать ее своими силами.
С. Олегов