Первые, слегка прихваченные ледком лужицы напомнили, что вновь неожиданно пришла зима. Вспоминая прошлогодние бесполезные потуги запустить двигатель автомобиля уже на 20-градусном морозце (кстати, не таком уж и сильном), вы наверняка дали себе зарок: уж в этом-то году подготовиться к приходу зимы во всеоружии. Ну что ж, вот и пришло время выполнять свои обещания.
Известно: чтобы завести двигатель в лютый мороз, необходимо несколько условий. Во-первых – собственно двигатель, который требуется завести. Ну, допустим, с этим все в порядке. Во-вторых, нужен этот самый лютый мороз. Здесь тоже без проблем: гидрометцентр, посовещавшись с шаманами и гадалками, в этом году нам его уже гарантировал. И наконец, неоценимую услугу способно оказать правильно подобранное масло. (Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и аккумулятор, но об этом как-нибудь в другой раз.) Именно оно способно заметно уменьшить число кругов, нарезаемых вами в стужу вокруг автомобиля в стремлении растопить его заледеневшую душу.
Итак, что же необходимо знать, приступая к поиску моторного масла? (Кстати, любители конкретных торговых марок могут дальше не читать: дабы избежать какого бы то ни было рекламного налета, мы решили в рамках данной публикации вообще не касаться торговых марок масел.) И еще: сразу поясним, что все, о чем будет идти речь ниже, мы рассматриваем исключительно в применении к нынешним, то бишь зимним, условиям эксплуатации.
Надо что-то менять
Первое, с чем следует смириться, - это то, что масло в любом случае придется менять. Особенно, если автомобиль эксплуатируется круглый год. Несмотря на заявляемую производителями моторных масел их всесезонность, следует понимать, что ничто универсальное не может быть идеальным. Масло, предназначенное для высоких положительных температур, не может обеспечить должного эффекта при низких отрицательных. И наоборот. А потому, если вы хотите продлить ресурс двигателя, смиритесь с тем, что следует перейти на сезонность в смене моторных масел. Кстати, взгляните на себя. Разве ваш гардероб забит всесезонной одеждой?
Полагаю, что для тех, кто привык к замене масла, лишь только когда одометр добросовестно отсчитает указанные на канистре километры, это будет трудный шаг. Но уверенность, что деньги не потрачены впустую, придет к вам обязательно. И забудьте вы про надпись на канистре о том, что масло способно сохранять свою работоспособность 20000, 30000, 50000 ...километров, какой бы именитый производитель это вам ни говорил. Вовсе не умаляя заслуг производителей моторных масел, следует все же понимать, что, помимо свойств и качества моторного масла, не последнее место занимает среда, в которой этому маслу предстоит работать. А уж какая среда у нас, пояснять, наверное, не стоит. Грязь с дорог и пыль непременно попадут в масло, загрязняя и окисляя его ускоренными темпами.
Опять же нелишне будет напомнить, что интервал замены масла устанавливает производитель моторов, а не масла. И если производитель двигателей требует, чтобы масло менялось через каждые 15000 км, значит, именно так и следует поступать. Кстати, к этим самым срокам, но применительно к автомобилям "ВАЗ" мы еще вернемся.
Что бережет береженого?
Осознав, что промедление с заменой масла подобно если не смерти, то уж наверняка проблемам со здоровьем двигателя, следует определиться с температурными свойствами требуемого для вашего автомобиля масла. Регламентируются они международным стандартом SAEJ300 и зависят от тех условий, в которых планируется эксплуатировать
и хранить автомобиль в зимний период.
Масло класса 15W-40 оставим для лета. Его использование в жаркое время позволит свести к минимуму износ деталей двигателя. При постоянной эксплуатации автомобиля зимой, тем более, если он хранится на открытой стоянке, следует использовать масло класса 5W-30, 5W-40. В этом случае у вас не будет никаких проблем с пуском двигателя при температурах до –30?С.
Масло класса 10W-40 – наиболее универсальное, его можно отнести к межсезонным маслам. Вполне допустимо его использование зимой, однако при условии, что автомобиль хранится в отапливаемом гараже и подолгу в лютую стужу не стоит на улице. Рассчитывать на запуск двигателя при температурах ниже -25?С, используя масла этого класса, вряд ли стоит.
Но тогда возникает вполне резонный вопрос, а какие же преимущества влечет использование масел 10W-40 в сравнении с 5W-30,5W-40? Во-первых, необходимо иметь в виду, что при использовании маловязких масел 5W-30,5W-40 будет выше износ двигателя. Во-вторых, все масла класса 5W-40 и большинство, за редким исключением, класса 5W-30 изготавливаются с использованием синтетических компонентов, что влечет удорожание подобных масел.
Масла классов 0W-30, 0W-40 предназначены для арктических районов, и особенно они "показаны" для впрысковых двигателей. Почему для впрысковых особенно? Чтобы запустить инжекторный мотор, необходимо раскрутить коленвал до 120 об/мин., в то время как карбюраторному требуются пусковые обороты на треть ниже. Подобные характеристики при сильном морозе способны обеспечить только маловязкие масла.
Если же говорить о применимости того или иного класса SАЕ к двигателям Волжского автозавода, то здесь нет каких-то особых требований. Потому как стандарт SАЕJЗОО определяет только температурные свойства масла. Для всех "старых" двигателей "ВАЗ" подходит и 5W-ЗО, и 5W-40, т.к. эти моторы рассчитывались и доводились применительно к маловязким маслам. Исключение составляет лишь 16-клапанный двигатель ВАЗ и ряд перспективных разработок, для которого предназначено масло 5W-40. Использование в данном случае 5W- 30 недопустимо из-за наличия в конструкции двигателя гидротолкателей.
Иногда на канистрах бывает указана температура замерзания моторного масла – величина, прямо скажем, малополезная для рядового автолюбителя. Поскольку знание температуры, при которой масло превращается в твердое тело, вряд ли поможет в реальной эксплуатации. Единственно, чем эта цифра сможет помочь, так это косвенно определить температуру, при которой еще возможен пуск двигателя. Для этого необходимо от величины температуры замерзания отнять 10 градусов. Гораздо важнее в этом отношении другие показатели - температура прокручивания и температура прокачивания.
Температура прокручивания - минимальная температура, при которой еще возможен запуск двигателя. Разница между температурой застывания и температурой прокручивания, как мы уже сказали, составляет примерно 1?С.
Температура прокачивания - температура, при которой возможно прокачивание масла масляным насосом, чтобы создать требуемое давление в системе в начальный период работы двигателя. Температура прокачивания всегда ниже температуры прокручивания. Связано это с тем, что при очень низкой температуре, даже если двигатель и не запускается, масло тем не менее, должно прокачиваться насосом и обеспечивать смазку трущихся деталей, дабы ничего не заклинило и не разрушилось.
Бывает и такое, что ничего похожего на канистрах не нанесено. А есть фраза: "Масло обеспечивает гарантированный запуск двигателя при температуре, к примеру, -30?С". Можно, конечно, поверить производителю на слово. Но правильнее было бы при этом еще и проверить, какой же температурный диапазон предписан данному классу масла стандартом SАЕ и действительно ли он соответствует тому, что указано на канистре. Свойства масла у конкретного производителя могут слегка отличаться от указанных в стандарте требований. Но только слегка - не более чем на 2 – 3 градуса.
Стандарт SАЕ подразделяет моторные масла на шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50, 6О) классов вязкости. Зимние классы имеют в обозначении букву W от английского Winter - зима). Чем меньше число, стоящее перед буквой W, тем ниже вязкость масла и соответственно ниже температура, при которой возможен холодный пуск двигателя. Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например 10W-40. Это значит, что такие масла имеют низкотемпературные свойства, как у зимнего масла 10W, и в то же время кинематическую вязкость при 10?С, как у летнего масла SАЕ-40.
Стоит ли прыгать выше уровня?
Итак, с низкотемпературными свойствами мы определились. Следующий шаг - определение требуемого уровня эксплуатационных свойств моторного масла, который во многом зависит от типа двигателя и года его выпуска. В настоящее время в России широкое распространение получила классификация Американского нефтяного института АРI.
Для двигателей Волжского автозавода допускается использование масел с уровнем свойств не ниже, чем SF/СС. Требования, которые, прямо скажем, чересчур жесткими назвать трудно. Что же касается конкретных цифр, то чуть позже мы приведем рекомендации ВАЗа. А сейчас несколько слов о классификации, принятой на Волжском автозаводе. Изначально вазовские двигатели заправлялись маслом М6з/12Г1. Но поскольку выпускавшиеся в соответствии с ГОСТом масла не удовлетворяли в полной мере требованиям ВАЗа, для автомобилей классической компоновки и "Нивы" были разработаны технические требования (ТТМ) на моторные масла типа "Стандарт", ориентировочно соответствующие SF/СС по АРI. Позже, с началом выпуска переднеприводных автомобилей, появился второй стандарт – "Супер", соответствующий SG/СD. Но это не значит, что любое масло SF/СС или SG/CD подойдет для двигателей "ВАЗ", поскольку требования, записанные в ТТМ, несколько жестче, чем уровень свойств по АРI. А потому любое масло должно быть обязательно испытано и одобрено Волжским автозаводом (естественно, речь в данном случае идет об автомобилях "ВАЗ"). И таких случаев, когда масло браковалось после испытаний, предостаточно. Понятно, что ТТМ ВАЗа определяют требуемый уровень свойств, ниже которого ни в коем случае нельзя опускаться. Но отнюдь не запрещено применять масла более высоких классов, к примеру SH/СD, SJ/CF - хуже не будет. А вот будет ли лучше и насколько - это отдельный вопрос.
Каждому свой срок
Ну и, наконец, о сроках замены масла. Как мы уже говорили, масло надо менять. И менять в соответствии с интервалами, предписанными заводом-производителем автомобилей. И вот что рекомендует ВАЗ применительно к своим машинам. Что касается "классики" и "Нивы", то здесь Волжский автозавод допускает использование масел "Стандарт" (SF/СС по АРI), равно как и "Супер" (SG/СD по АРI) со сроком смены через каждые 10 тыс. км.
На всех переднеприводных автомобилях завод предписывает менять масло через 15 тыс. км пробега, если используются масла класса "Супер" (или SG/СD по классификации АРI). Возможно применение на переднеприводных автомобилях и масел "Стандарт" SF/СС, но с половинным по отношению к маслу "Супер" SG/СD пробегом, т.е. 7,5 тыс. км. Кроме того, и это действительно важно, при эксплуатации абсолютно всех автомобилей "ВАЗ" в зимнее время и преимущественно в городе смену моторного масла рекомендуется делать в 1,5 - 2 раза чаще, т.е. через 5 – 7 тыс. км. И, наконец, для всех автомобилей, оборудованных нейтрализаторами отработавших газов, допустимо использование масел класса не ниже "Супер" (или SG/СD по классификации АРI).
Классификация моторных масел по уровню эксплуатационных свойств была предложена Американским институтом нефти (АРI) в 1947 году. Классификация АРI подразделяет моторные масла на две категории "S" (service) и "С" (commercial). К категории "S" относятся масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов. К категории "С" относятся масла, предназначенные для дизелей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.
Маркировка класса складывается из начальной буквы, обозначающей категорию, и второй буквы, обозначающей уровень эксплуатационных свойств. Чем ближе к началу латинского алфавита вторая буква, тем ниже требования к свойствам данного масла (самые низкие уровни SA и CA сегодня практически не встречаются).
До сих пор в категорию Service были введены девять классов (SА, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ), а в категорию Commercial – десять классов (CА, СВ, СС, СD, CDII, СE, СF, СF-4, СF-2, СG-4). Цифры при обозначении классов CDII, СF-4, СF- 2, СG-4 дают дополнительную информацию о применимости масел данного класса в 2-тактных или 4-такмных дизелях соответственно. Для обозначения универсальных масел используют двойное маркирование, например, CF-4/SG, SH/СG-4 и т.п.
Владимир Семаков
01.12.2008 09:24:41