Опубликовано в №1 (11) журнала "Аим-Пресс". Январь 2002г.
На вопросы корреспондента отвечает Сергей Юрьевич Целиков - руководитель одного из самых успешных автомобильных проектов в Интернет (www.ladaonline.ru), занимающего второе место (по оценке журнала "Автомир") среди аналогичных российских сайтов.
- Что сегодня представляет собой Интернет?
Интернет - это прежде всего среда, в которой формируются потоки информации и происходят различные процессы обмена ей. Вторая составляющая - это технологии. В телевидении, печатных СМИ таких технологий нет. Это программные продукты, которые позволяют выполнять задачи иными, чем в традиционных СМИ, методами. Например, технология конференции или Форума - когда можно провести совещание, оставаясь на своих рабочих местах. В Интернете есть зоны - не привычные территориальные, а языковые. Например, "зона.ru" означает в большей степени принадлежность не к территории России, а к русскому языку. Технологии позволяют очень многое. За последние два года Интернет преобразился - перестал быть "картиночным", сейчас он содержит структурированную информацию. Но не только - Интернет позволяет выполнять определенные функции. Например, на Ladaonline создана единая база данных по ценам на автомобили у дилеров, которая потом используется в различных приложениях: в оперативных данных о ценах, прайс-листах дилеров, расчете средневзвешенной цены, различных аналитических отчетах и графиках. У посетителей Интернета всегда есть возможность, получив информацию, сразу же осуществить контакт.
- Возможна ли организация систем продаж через Интернет в нашей стране?
Продажи через Интернет в России только зарождаются. Все, что сейчас происходит в этом плане - делается впервые. У создателей системы продаж через Интернет нет готовых решений, уже существующих схем (то, что наработано в этом плане на Западе - не подходит для наших условий) - идет процесс поиска и становления отдельных элементов электронной коммерции.
Что такое Интернет-магазин? Первая его составляющая - электронная витрина, на которую можно зайти, посмотреть товар, прицениться, выбрать. Эта сторона уже достаточно хорошо развита. Вторая - оплата сделанного через Интернет заказа. Третья - доставка товара покупателю. Две последние части "электронной" покупки в России очень проблематичны.
На Западе действует весь этот цикл, однако объем продаж автомобилей через интернет пока небольшой. Например, в Америке "электронные" продажи составляют от пяти до семи процентов от общего объема, и то в самых "продвинутых" компаниях. В России этого полного цикла фактически нет ни у кого. Самые успешные попытки в этой области - продажа запасных частей. В Тольятти этим занимается фирма "Омега-Интер" (www.omega-inter.ru), доставка заказов осуществляется через DHL. В Москве, уже более трех лет успешно работает компания "А+А Exist" (www.exist.ru), продавая запасные части для иномарок, однако поле деятельности компании ограничивается территорией столицы. Проблема в этом плане одна: чтобы тебя не надули. Поэтому такие сделки пока в основном осуществляют партнеры, которые хорошо друг друга знают. Помимо доставки есть еще одна, на мой взгляд, самая главная проблема: система оплаты "электронных заказов". Внутри Интернета в России есть платежные системы, например, "Web-Money" или "Cyber Plat", "PayCach", но пока они работают с очень малым количеством клиентов. Несмотря на это российские банки уже ведут борьбу за данный сегмент и верят в его большое будущее. Одна из проблем - пока в России очень слабая правовая база в этой области. Но уже разрабатывается ряд законов, например, закон об электронной подписи. В Америке, после того, как Билл Клинтон принял закон об электронной подписи, начался сильный всплеск электронной коммерции. Может быть, подобная ситуация сложится и у нас, однако, по моему мнению, сильного всплеска пока не будет, но самих попыток выстраивания электроенного бизнеса станет заметно больше.
Есть ли условный рейтинг самых популярных российских сайтов, посвященных автомобильной вазовской тематике?
Прежде всего нужно разделить все "автомобильные" сайты на три категории. Первая - корпоративные сайты, созданные для представления компании (в данном случае - автопроизводителя, а в целом - "off-line"-бизнеса) в сети Интернет. Относящийся к этой категории сайт журнала "За рулем", к примеру, сейчас очень популярен. По посещаемости одним из лидеров в этой категории является сайт АВТОВАЗа - www.vaz.ru. Lada110 (www.lada110.ru), промо-сайт автозавода, созданный для продвижения семейства "десяток", на мой взгляд, тоже сделан качественно.
Вторую категорию я охарактеризовал бы как "информационные проекты". В Рунете уже есть несколько успешных попыток построить "on-line"-бизнес в самой Сети, основой которого служит управление информационными потоками. В этой области бесспорным лидером, если рассматривать критерий посещаемости, является проект "Автомобили в России" (аuto.ru). На мой взгляд, лидирует этот сайт и по информационной наполняемости. К примеру, зайдя в раздел "ВАЗ в России", можно найти практически всю информацию, посвященную этой теме. Как правило на таких сайтах существуют мощные конференции, которые дают возможность обратной связи: посетители сайта обмениваются мнениями по поводу полученной информации. Такое общение формирует круг постоянных посетителей сайта (так называемое "ядро" аудитории). Для справки такое постоянное "ядро" на Auto.ru составляет на сегодня более пятидесяти тысяч человек. На втором месте в разряде "информационных проектов" стоят сайты Автосити и Ladaonline (ядро аудитории 7-8 тысяч посетителей), AutoNet, AutoMarket (5-6 тысяч пользователей). Очень быстро развивается сейчас сайт Autonews, входящий в холдинг РБК (www.rbc.ru). Надеюсь, что сайт Международной Ассоциации дилеров АВТОВАЗа (infomad.ru) вскоре тоже займет свое место в этом ряду.>
Сейчас практически в каждом городе есть свой небольшой автомобильный проект, содержащий, как правило, обзор цен на автомобили, услуги, предлагаемые дилерами, местные автоновости.
Есть третья категория - персональные страницы. На них авторы имеют возможность что называется, "показать себя", поделиться опытом и знаниями. Из личных страничек "тольяттинского производства" я выделил бы страницу сотрудника НТЦ Дмитрия Дударя, посвященную истории создания электронной системы управления двигателем с самого начала до настоящего времени. Там собрано много технических данных, советов, ответов на вопросы по данной теме. Еще одна интересная работа называется "Просто Авто", созданная активным участником Форума "За рулем". Есть необычная страничка одного автолюбителя из Прибалтики, на которой собраны фотографии всех машин, которые у него когда-либо были. Каждые "Жигули" он "доводил до ума" - делал тюнинг, переоборудовал салон - в общем, придавал индивидуальность. Эта страничка содержит более ста фотографий этих "авторских" автомобилей.
Вообще, интернет для автомобилиста - это возможность показать то, что ты умеешь не только жителям своего города (передвигаясь на автомобиле по улицам), а всему миру. Домашние странички составляют 15-20 процентов от общего числа автомобильных российских сайтов. Всего сайтов, посвященных автомобильной тематике, сейчас насчитывается более трех тысяч.
- Есть ли конкуренция между автомобильными сайтами?
Конкуренция присутствует, и очень сильная. Но она напоминает какую-то мальчишескую борьбу, как "Царь горы", - ни за что, не за деньги, а за популярность. Все эти рейтинги, счетчики так всех раззадорили! Даже в Тольятти появился конкурентный сайт - "Автоиндекс", не говоря уже о Москве. Между собой автосайты то борются, то объединяются с целью догнать и перегнать "Авто.ру". Эта борьба проходит на уровне энтузиазма и веры в будущее, когда каждый второй человек в нашей стране, как в Америке, будет подключен к Интернету и будет пользоваться им, как телевизором, и когда в Интернете будут такие же цены на рекламу, как на телевидении. И все вкладываются, чтобы "застолбить" это место и удержать его.
Два года назад было больше пустых ниш. Сейчас уже сформирована десятка ведущих сайтов, и войти в нее могут от силы два-три новых. Например, "РосБизнесКонсалтинг" сделал свою страницу "Автоньюс", на которую можно входить с сайта "РБК". Это позволило увеличить её посещаемость до 10 - 12 тысяч человек в день. При таком варианте не надо глубоко работать над содержанием, достаточно использовать такую технологию перехода с уже "раскрученных" сайтов. С другой стороны, есть журнал "За рулем" с большой редакционной командой и массой интересной информации, но у них нет технологии владения большим количеством интернет-пользователей, и посещаемость сайта - на нашем уровне. Чтобы привлечь к себе внимание, проект должен быть живым, интересным, грамотным, постоянно развиваться и работать на популярность.
- Насколько успешен Интернет как вид бизнеса, и может ли он принести реальную прибыль?
Тема зарабатывания денег в Интернете сложная. Интернет очень быстро развивается, поэтому люди, работающие в этой области вынуждены постоянно "догонять". Интернет-рынок еще очень маленький, но и очень быстро растущий - поэтому на нем очень сложно работать. Деньги в сети заработать можно, и это сейчас уже делается, но еще больше нужно вкладывать в развитие, новые технологии и решения, чтобы не "отстать" от других. Сейчас в России инвестиции в Интернет превышают приносимую им прибыль. Поэтому Интернет-проекты как таковые пока не прибыльны. Прибыльно "приложение" сети к уже существующем бизнесу. Яркий пример этого - московские автомобильные фирмы. Статистика показывает, что грамотное представление своего автобизнеса крупными столичными дилерами в сети Интернет увеличивает объем продаж на 10-15 процентов. Среди самых активных дилеров в этом плане я отметил бы фирмы "Автомир", "Элекс-Полюс", "Ростокино-Лада", "Автомобильная торговая компания".
Особенно хотелось бы выделить сайт компании "Питер-Лада". Он выигрывает не внешней оболочкой, красивыми картинками, а своей функциональностью. Например, через сайт компании покупатель может заказать автомобиль, получив при этом скидку. Специалисты "Питер-Лады" дают консультации по гарантии, сервису, ремонту автомобилей ВАЗ. На сайте видна "живая" работа, с его помощью компания решает свои маркетинговые задачи.
- Кто "ходит" в Интернет?
Прежде всего, сетью Интернет пользуются люди не бедные. На основании результатов опросов по определению "профиля пользователя", проведенных проектом Ladaonline, выяснилось, что доход среднестатистического пользователя составляет 600 - 700$ в месяц. Практически все наши посетители - это люди, уже имеющие автомобили. Из них 85 - 90% - владельцы автомобилей "ВАЗ", потому что основная масса информации на сайте посвящена именно этим автомобилям. Среди них 30% - владельцы "десяток", 30 - 35% - семейства "Самара", по 12 - 13% - "Нивы" и "классики".
В возрастном профиле можно выделить три категории: от 15 до 25 лет - 30 - 35%, по 20 процентов - от 25 до 30 и от 30 до 40 лет и малочисленные группы, процентов по 5 - 7, - старше 50 и моложе 15 лет.
- Зачем нужно знать "профиль пользователя"?
Эти знания необходимы любому Интернет-проекту. Профиль помогает правильно ориентировать проект, изменять подачу материала, само содержание. В Интернете нет понятия статья, а есть функции, возможности, есть тема. Допустим, сломалась на "десятке" релюшка, и ее владелец может пообщаться с такими же, как он, но имеющими больший опыт. В Интернете люди не любят читать с экрана длинные тексты. Проще задать вопрос и подождать ответ. И чем моложе люди, тем больше им необходима возможность быть свободными, представлять из себя кого-то другого. Некоторые играют в супергероев. Например, мы задавали вопрос: "С какой максимальной скоростью вы ездите?". И получилось, что многие ездят со скоростью под 200 км/ч! То есть в Интернете у человека открываются какие-то внутренние сущности, которым в обычной жизни при обычном общении нет выхода.
- Интернет-пользователи - это другая категория людей, по сравнению с читателями печатных изданий?
Я осознаю, что информация, которую мы выдаем в Интернете, интересна более широкому кругу людей, чем мы имеем. У нас была мысль о печатном издании, но в газетный бизнес другой порог вхождения, хотя эта ниша существует. Однако та оперативность информации, которая присуща Интернету, невозможна в газете, теряется актуальность.
Прямой взаимосвязи между газетой и Интернетом нет. Опыт показал, что реклама сайтов в печатных изданиях работает на имидж, но впрямую не способствует росту числа посетителей. Газету читают, сидя на диване, отдыхая. Если ссылка на сайт прошла в многотиражной прессе, то ничего не меняется, а если в популярной интернет-конференции, то в этот же день посещаемость вырастает на 200 - 300 человек. Рекламу сайтов лучше всего давать на радио, потому что у радио и Интернета близкая аудитория - и тем, и другим пользуются в основном в дневное время.
Аналогия ценовому разделу сайта - листы цен, которые ежедневно распечатываются, продаются и 1 - 2 дня остаются актуальны. Но на Ladaonline, кроме цен, есть аналитика. Вопросы посетителей обработаны и сложены в "Автофак". Это отдельная база данных, где собрано около тысячи материалов, сгруппированных по темам. В "Форум" мы пригласили специалистов ВАЗа, которые, с одной стороны, отвечают на вопросы посетителей, а с другой - пользуются сайтом как источником информации. Кстати, три четверти посетителей Ladaonline используют его именно в этом направлении. Например, под нашим заголовком "АВТОВАЗ поделил Москву" информация вышла в нескольких печатных изданиях, таких, как "За рулем. Регионы", "Ведомости", "Автомобильные известия". Красивый заголовок начинает задавать тему, которая тут же широко расходится, а ключевые фразы помогают продвигать информацию.
- В Америке 62 процента людей, собирающихся приобрести автомобиль, изучают информацию на автосайтах, и только потом идут в автосалон на покупкой. Как действуют российские покупатели?
В последнее время появилась хорошая тенденция - люди начали обращаться в Интернет за оперативной информацией. Самая посещаемая страничка среди потенциальных покупателей автомобилей - прайс-лист. Прежде чем, совершить покупку, многие сейчас "консультируются" в Интернете. Используется сеть и как средство поиска месторасположения дилера на конкретной территории. Эта тенденция сейчас существует не только в крупных городах, но и в провинции. Особо Интернет-активными зонами я назвал бы не только Москву и Санкт-Петербург, но и Екатеринбург, Новосибирск, Тюменскую и Самарскую области, Челябинск.
В общем, говоря о современных тенденциях Рунета, у российского пользователя начинает складываться мнение о том, что информация в Интернете более надежна за счет своей оперативности, свежести. Особенно это касается атомобильного бизнеса - так как он сам по себе более динамичен, чем другие, и как следствие, требует соответствующей динамики. Образно говоря, у автомобиля и Интернета есть одно сходство - они дают человеку свободу.
Интернет-среда в России, и в частности - среда сайтов автомобильной тематики, уже сформировалась, сейчас слово - за новыми технологиями.
Информационный проект LADAONLINE т/ф (8482) 39 09 18, 37 67 83.
Web сайт: http://www.ladaonline.ru, e-mail: sts@ladaonline.ru.