Известно, что салон автомобиля, во многом из-за конструктивных причин, никогда не сможет быть абсолютно герметичным. Всегда в местах уплотнений, сварных швов, в направляющих элементах боковых стекол присутствуют неплотности, через которые происходит утечка воздуха из салона в окружающую среду. На ряде моделей, конструкцией которых вообще не предусмотрено наличие вытяжных отверстий, воздухообмен в салоне происходит исключительно благодаря перепаду давлений на входе в отопитель и на выходе воздуха в местах неплотностей. Однако при движении автомобиля на высоких скоростях происходит уменьшение необходимого подпора давления в салоне и через эти самые неплотности в салон начинают поступать пыль, запахи, холодный воздух.
Во избежание подобных эксцессов, а также для создания в автомобиле комфортных условий циркуляция воздуха в салоне должна быть не случайно-хаотичной, а грамотно организованной. Добиться этого можно повышением герметичности кузова, которая сильно зависит от точности подгонки кузовных деталей, а также качества изготовления автомобиля.
Владельцам переднеприводных автомобилей "ВАЗ-2110" хорошо известна проблема обмерзания и запотевания стекол задних боковых дверей. Происходит это из-за слабой вентиляции задней части салона: скорости воздушных потоков на задних местах здесь в 2-3 раза ниже, чем на передних. Какой может быть найден выход? Необходимо снизить давление в задней части салона, для чего следует оптимизировать систему вытяжной вентиляции, а также повысить герметичность кузова. Опыт показывает, что наиболее неудовлетворительное распределение температур в салоне на блюдается на конвейерном варианте системы с вытяжкой через двери. Наилучший же температурный режим и распределение скоростей воздуха в салоне отмечается при расположении вытяжных клапанов в багажном отделении и, кроме того, при герметизации салона.
Попробуем на конкретном примере показать результаты герметизации салона. Пусть в нашем случае это будет ВАЗ-2110. Первоначально на автомобиле определяются зоны с неудовлетворительной герметичностью. После чего, основываясь на данных по движению воздушных потоков по внутренним сечениям каркаса кузова, разрабатываются мероприятия, направленные на повышение его герметичности. Во-первых, приводятся в соответствие с технической документацией уплотнения кузовных проемов. Затем выполняется герметизация кузова и установка внутренних перегородок. На автомобиле ВАЗ-21102, готовившемся к северным испытаниям, эти работы выполнялись с использованием модельного пластилина. В настоящее время для всесезонной эксплуатации автомобилей, находящихся на испытаниях, герметизация проводится вспененным полиуретаном, который заполняет заданные объемы в каркасе кузова. Стоит отметить, что это вполне допустимо для "десятого" семейства, т.к. их каркасы изготовляются из оцинкованной стали, исключающей образование ржавчины в местах возможной конденсации влаги в скрытых полостях. На схеме показано движение воздушных потоков по внутренним сечениям каркаса кузова, а также места установки внутренних перегородок и
герметизация отверстий.
И все же, какие же мероприятия оказывают наибольшее положительное влияние на повышение герметичности? Отвечая на этот вопрос, предлагаем вашему вниманию таблицу 1, в которой отмечены те из них, использование которых дало наибольший эффект.
Таблица 1
№ | Конструктивные мероприятия | Повышение герметичности, % |
1. | Автомобиль в исходном состоянии с доработкой уплотнителей дверей и багажника по чертежу | -
|
2. | Перекрыты вытяжные отверстия в дверях | на 13 %
|
3. | Герметизированы задние фонари, ниша запасного колеса, отверстия в задних лонжеронах, непроваренные швы в багажнике | на 22 %
|
4. | Дополнительное уплотнение проема багажника | на 18 %
|
5. | Герметизация щели между задним крылом и аркой заднего колеса в багажнике, установлен второй уплотнитель на крышку багажника | на 16 %
|
6. | Герметизация нестыковки панелей задних стоек и заднего крыла, арок задних колес около нижнего крепления ремня безопасности | на 6 %
| 7. | Герметизация дренажных отверстий в порогах и ликвидация всех утечек под днищем | на 11 %
| 8. | Герметизация нижних передних лонжеронов | на 16 %
| 9. | Герметизация отверстий между передней стойкой и щитком передка, отверстий под отопитель и рециркуляцию | на 33 %
| 10. | Герметизация верхних передних лонжеронов | на 30 %
| 11. | Герметизация уплотнителей дверей | на 29 %
| 12. | Герметизация неплотностей по стеклам | на 19 %
|
Итак, подведем итоги. По результатам проведенных работ перепад средней по салону и окружающей температур составил 60°С. (Испытания проводились на автодорогах Магаданской области и Якутии при температуре воздуха -43°С.) Для стандартного автомобиля конвейерной сборки этот показатель составляет 52 - 55°С. Становится очевидным, что герметизация кузова увеличивает эффективность системы отопления на 7-8°С. Это достаточно приличная величина, объективно говорящая о значимости проделанной работы, что в конечном итоге напрямую способствует повышению комфорта в салоне автомобиля.
И в заключение еще один совет владельцам "десяток". Многие водители, пытаясь получить максимальную температуру в салоне, ездят с нажатой кнопкой полной рециркуляции. Напоминаю, что полной рециркуляцией рекомендуется пользоваться только при первоначальном запуске двигателя для ускорения прогрева салона на стоянке, при движении по пыльной или задымленной дороге, при сильных наружных запахах, а также в автомобильных пробках.
Геннадий Кривуцкий,
ведущий инженер-испытатель отдела аэроклиматических исследований УСИ ГенДР
http://www.samara-faq.auto.ru/page12_1.html