Внимание!, статья написана в реалиях 1992г. Сейчас многое изменилось, актуальность поднимаемых проблем несколько спала, и не все грустные прогнозы сбылись. Спасибо автору! Да здравствует демократия и капитализм! (ред.)
Многим работникам автозавода, и мне в том числе, десятки раз приходилось слышать от знакомых и малознакомых людей, начинающих думать о покупке первого автомобиля, какую из моделей им лучше приобрести. Такой же вопрос, по-видимому, интересует и лиц, которые намереваются сменить автомобиль.
По моему глубокому убеждению сразу ответить на данный вопрос невозможно. Во время каждого такого обращения убеждаешься, что подавляющее большинство будущих покупателей не знают, какую основную цель они преследуют, покупая автомобиль. Знают только, что они будут на нем ездить. Естественно, что любой из автомобилей ездит и поэтому выполняет много функций, в том числе второстепенных, типа поездок по случайным делам, в гости, на кратковременный отдых за городом и т.п. Но, кроме того, будущий владелец должен определиться, в каких целях он собирается проводить в автомобиле достаточно много времени по сравнению со случайными поездками. Если, например, он собирается часто путешествовать с одним-двумя спутниками, ему больше подходит автомобиль с двухобъемным кузовом, удобно раскладывающимися в спальные места сиденьями и вместительным багажником. Тогда в любую непогоду ему и товарищам по путешествию не придется во время остановки или перед незапланированной ночевкой мокнуть под дождем или месить грязь вокруг автомобиля, чтобы что-то достать из багажника. Емкий багажник позволит отказаться от прицепа или багажа на крыше, резко повышающих расход топлива и имеющих другие негативные свойства.
Совершенно другим должен быть автомобиль, если ваши близкие или вы живете в сельской местности, где нерегулярно очищают от заносов дороги. Точно так же нужно иметь другой автомобиль, если вы серьезно увлекаетесь охотой или рыбалкой. Для перечисленных случаев более пригоден автомобиль с приводом на все колеса. Некоторые люди, по-настоящему увлеченные или добывающие себе хлеб тяжелым трудом так и поступают без посторонних советов. Мне как-то достаточно давно пришлось читать письмо одного рыбака – любителя подледного лова, который не таскал на зимнюю рыбалку целлофановый мешок и примус, а ловил рыбу прямо из "Нивы", соорудив люк в районе ног переднего пассажира. В письме он советовал нашему автозаводу больше выпускать именно таких автомобилей. По рассказу одного знакомого хорошо отзывался о "Ниве" один среднеазиатский пастух, который на машине круглогодично пас стадо верблюдов. В ней он постоянно жил, кушал плов и вынужден был довольно часто покупать новую машину только потому, что прежняя внутри достаточно быстро пачкалась.
Для поездок на дачу в принципе пригодна любая модель, но уж если вы затеяли собственными силами многолетнюю стройку или вообще у вас в душе есть что-то от строителя - вам нужен грузопассажирский вариант легкового автомобиля с пятью дверями и кузовом без заднего борта, мешающего погрузке тяжелой поклажи на грузовую площадку.
Для молодой городской семьи, не увлекающейся дачами и путешествиями, вполне достаточно маленького автомобиля. Это не означает, что на нем они будут привязаны к своему городу, однако по многим причинам от дальних дорог им лучше воздержаться. Тем не менее, я знал одного владельца микролитражки, который рисковал на ней ездить в далекие путешествия со всей семьей и вполне был доволен автомобилем и исходом поездок.
Некоторые могут подумать, что лучше уж купить, например, грузопассажирский автомобиль, который, судя по всему, пригоден не только для того, чтобы было удобно перевозить тяжелые грузы. По емкости багажника он пригоден для туристических, а также, конечно, и для коротких обыденных поездок. Однако это не так. Такой автомобиль в конце концов, когда его хозяин станет чувствовать и понимать разницу в автомобилях, будет раздражать его во время поездок на прогулки или по городу запахами, плеском жидкостей и шумом трущейся поклажи в багажном отсеке. К тому же такие машины имеют более жесткую подвеску, другие передаточные числа в трансмиссии и тем самым не позволяют водителю и пассажирам чувствовать себя комфортно даже на хорошей дороге. Грузопассажирские автомобили очень пачкаются сзади в дождливую погоду, что тоже, как вы потом убедитесь, имеет немаловажное значение, особенно во время дальних туристических поездок.
Предположим, что вы каким-то образом определились с выбором автомобиля, но для нашей страны это еще не означает, что проблемы позади. Трагедия нашего потенциального владельца личного автомобиля заключалась и сейчас состоит не только в том, что раньше нужно было много лет стоять в очереди на право покупки личного автомобиля, а теперь его невозможно купить из-за цены, но и в том, что когда ты уже способен приобрести машину - выбирать, по существу, не из чего. Наиболее производительные автозаводы страны штамповали и штампуют, за небольшим исключением, автомобили одного модельного ряда, практически одинаковые по размерам и техническим характеристикам: "Жигули", "Самары", "Москвичи". Это только у нас народ ломает голову, что лучше купить: ВАЗ-2105, 2106 или 2107. Да ничем по существу, кроме необоснованной разницы в цене и кое-какими, извините, побрякушками, они друг от друга не отличаются: разница в мощности двигателей улавливается только опытными водителями и не дает на дороге какому-то из автомобилей преимущества по безопасности или другим эксплуатационным характеристикам. Путевые скорости у них совершенно одинаковы и только два-три автозавода выпускают мизерное количество автомобилей другого класса, которые теряются в общей массе. Неискушенный покупатель и не вспоминает о них, будучи заранее готовым приспосабливать себя к автомобилю, а не наоборот.
У нас в стране огромное количество людей смотрят на автомобиль с чисто практической точки зрения только как на средство свободного передвижения, которое поможет облегчить им груз свалившихся на них забот в борьбе за существование и немного скрасит жизнь. Поэтому они не предъявляют к автомобилю практически никаких требований, кроме цены, надежности и простоты конструкции. Им достаточно, как говорится, иметь колеса да крышу над головой и всего важнее, чтобы это средство передвижения было простым в обслуживании.
Но простых автомобилей сейчас уже никто не производит и не может производить, так как изготовитель должен обеспечить экологические нормы и требования по пассивной безопасности пользователей на случай аварии. Многие потенциальные потребители десятилетиями ждут действительного расширения модельного ряда отечественных автомобилей, особенно появления большего количества микролитражек, но достаточно много и таких, которые готовы отдать последнее за большой и просторный автомобиль.
Если же выбирать из того, что предлагает покупателям, например, Волжский автозавод, то, как следует из вышеизложенного, принципиально отличается от других моделей ВАЗ-1111, затем следует практически однотипная группа автомобилей классической компоновки, созданная в результате модификации базовой модели Фиат-124. В ней выделяется грузопассажирский вариант ВАЗ-2104, а все остальные несколько отличаются друг от друга только по степени комфорта. В семействе переднеприводных моделей, с моей точки зрения, наиболее удачным является ВАЗ-21099, который отличается от всех моделей ВАЗа тем, что он не замарашка, т.е. не бросает на себя содержимое луж как спереди, так и сзади и обладает достаточно емким багажником. Конец небогатого модельного ряда замыкает ВАЗ-2121 "Нива", которая полтора десятилетия тому назад на многих автосалонах была названа автомобилем года и до сих пор пользуется определенным успехом не только у нас, но и за рубежом.
Выбирая автомобиль, многие покупатели особое значение придают цвету кузова. Вкусы у всех, естественно, разные, но особенно популярными в последнее время стали автомобили, окрашенные новыми расцветками металлизированных и, как последний крик моды, микализированных эмалей. Основа первых содержит чешуйки алюминия или меди, у вторых еще и слюду. Все это покрывается слоем лака. Слов нет, такая окраска особенно хорошо смотрится на новых автомобилях современной формы, однако прежде чем стремиться заполучить ее на собственный автомобиль, нужно знать и некоторые ее негативные стороны. Выбирая модель автомобиля в соответствии со своими запросами, нужно четко представлять, что окраска должна находиться в соответствии с назначением. На заводе-изготовителе это понимают и, надеюсь, вам в магазине не предлагали "Ниву" или "Оку" цвета "брызги шампанского" или "чилийская медь", хотя последнюю, возможно, и не мешало бы так красить. Но многие нетерпеливые владельцы тратят деньги и перекрашивают приличные с точки зрения дизайна автомобили в самые невероятные цвета. А надо ли?
Если вы приобрели грузопассажирский автомобиль или вездеход, который намереваетесь эксплуатировать по различным дорогам, в том числе и по щебенке, такая нарядная эмаль будет не только неуместной на рабочем автомобиле, но и принесет вам массу хлопот. Как бы вы не старались его беречь, на рабочем автомобиле появится много царапин, сколов эмали и в результате через несколько лет вам придется восстанавливать покрытие на отдельных панелях. Если обыкновенной эмалью вам смогут привести внешний вид машины в порядок при помощи местной подкраски, в крайнем случае, окраски отдельных панелей кузова после колеровки цвета, то автомобиль, окрашенный металлизированной эмалью придется перекрашивать полностью, иначе подкрашенные места или перекрашенные панели будут издалека лезть в глаза. О том, чтобы попытаться как-то привести такую окраску в порядок собственными силами, что делается при небольших повреждениях на автомобилях окрашенных обычными эмалями сплошь и рядом, не нужно даже мечтать. Это попросту приведет к растрате времени и дорогостоящего дефицитного материала, производство которого в стране еще не налажено. Имея автомобиль, вам придется когда-то убедиться, что он приносит не только радость, но и огорчения, поскольку никто не застрахован от мелких повреждений наружных панелей кузова по собственной неосторожности или по чужой вине, когда, например, его поцарапают дети или случайные соседи при парковке в стесненных условиях. О том, что владельцы слегка поврежденных автомобилей, окрашенных в модные цвета, испытывают значительные трудности с перекраской даже при наличии в городе нужных материалов, свидетельствует значительное количество разъезжающих по Тольятти помятых, а ранее нарядных автомобилей. Чего уж говорить о положении с этим во всей остальной стране.
Существует еще несколько аспектов вопроса, связанного с выбором цвета автомобиля. Первый из них связан с влиянием цвета на безопасность эксплуатации. Сведения об этих исследованиях, полученные на основе статистики дорожно-транспортных происшествий, достаточно часто публиковались ранее. В них исследователи утверждали, что автомобили темных тонов, во-первых, хуже видны на дороге при определенных условиях освещения, а во-вторых, кажутся для водителей транспорта, выезжающего со второстепенной дороги на главную, более удаленными и имеющими меньшую скорость. В результате неверной оценки дистанции и скорости, столкновения с темными автомобилями на перекрестках случаются чаще. Наиболее безопасными в такой ситуации являются автомобили светлых и ярких расцветок: желтого, оранжевого и белого цвета, скорость которых кажется выше, а расстояние до них кажется меньше. Несомненно, что упомянутая зависимость существует, а не является плодом досужей фантазии. Об этом свидетельствует хотя бы мировой опыт окраски предметов дорожного обустройства, дорожной техники и специальных автомобилей, поэтому, если у вас возникают колебания при выборе цвета или среди предложенных вам на выбор автомобилей не имеется того, о котором вы всегда мечтали, склоняйтесь к выбору автомобилей светлых и ярких тонов.
При выборе цвета, особенно, если вы живете в условиях жаркого или континентального климата, нужно учитывать и интенсивность солнечного излучения, поскольку в летний период автомобили темных тонов во время стоянок под открытым небом сильнее нагреваются и более интенсивно выцветают. Это, конечно, не самое главное при выборе автомобиля, но в некоторых случаях суммарное значение второстепенных факторов может оказать решающее влияние при выборе даже такой дорогой вещи, каким является автомобиль.
Эти строки пишутся в начале января 1992 года и сейчас трудно прогнозировать те критерии, которые появятся и станут определять для большинства покупателей выбор нового автомобиля по мере развития в нашей стране рыночных отношений. Эти критерии несомненно изменятся и то, что написано выше, во многом потеряет актуальность. Например, многие будущие потребители не станут судить о престижности автомобиля по новизне модели, по цвету и типу окраски. По-видимому, из-за роста цен на автомобильное топливо покупателя станут интересовать тип двигателя (бензиновый, дизельный) и расход топлива. Прогрессивный налог на кубатуру двигателя и размеры кузова заставит многих покупателей обходиться более скромными моделями, а очень высокая стоимость страховки и запасных частей, зависящие от рыночной стоимости, не позволит любому потребителю без раздумья покупать престижную модель автомобиля. Немаловажную роль, возможно и в экономическом отношении, станет играть и экологическая чистота покупаемой модели. Если сейчас перед потенциальным покупателем автомобиля стоят два основных вопроса: сколько он стоит и где его взять, то в недалеком будущем этими вопросами станут: сколько он стоит и во что обойдется его эксплуатация? Недаром в первые послевоенные годы возрождающаяся автомобильная промышленность Японии начинала с массового выпуска микролитражных, в том числе трехколесных автомобилей, и только сейчас начинает вытеснять на мировом рынке традиционных производителей дорогих спортивных и полноразмерных машин.
С.С.Шопп
1992г.
01.12.2008 09:24:40