Сейчас, когда автомобили "десятого" семейства стали привычным явлением на российских дорогах, многим небезынтересно будет узнать об одной из сторон создания этих машин, о тех решениях, которые были заложены в дизайн формы кузова, но так и не воплотились в жизнь в ходе разработки и постановки автомобиля на конвейер. Предлагаемый вам взгляд, скорее, субъективный, но и он поможет получить представление о создании одного из лучших автомобилей ВАЗа прошедшего десятилетия. Любой автомобиль начинается с внешнего вида. Поэтому посмотрим, как рождался дизайн экстерьера машин "десятого" семейства.
В основу художественно-конструкторского решения кузова лег дизайн-проект, созданный в 1987-1988 годах на уже существующей и досконально разработанной компоновке автомобиля и предшествующем выпуску автомобиля ВАЗ-2110 нулевой и сотой серий прототипов. Каждый из этих прототипов отражал тот этап, к которому подошло УГК (управление главного конструктора) на момент выпуска прототипа.
Приезд М.С. Горбачева, его пожелания в развитии автомобилестроения, а также положение дел в то время безусловно дали толчок в развитии одного из крупнейших дизайн-центров страны.
Существенным было решение об отказе от опускных форточек и приклеенных больших частей стекол дверей. Применение такого типа остекления нарушало традиционный взгляд на функциональность, требовало стопроцентного применения люка крыши, от которого при существующей конструкции можно было отказаться. Испытания опускных форточек показали отсутствие сквозняков в салоне автомобиля в зоне нахождения водителя и пассажиров, но требовало изменить подход к функциональности стекол для массового потребителя.
Удачный задел по дизайну базовой модели сказался и на модификациях кузова - универсал, хэтчбек. Решения, найденные по ВАЗ-2110, почти одновременно применялись на 2111, 2112 с возможностью доработки, что тоже отражалась на разработке семейства в целом. Этим, кстати, раньше не отличалась разработка других семейств на ВАЗе.
Если по универсалу было все понятно, то по хэтчбеку пришлось выбирать многовариантное решение по заднему свесу, углу наклона и формы двери задка, конфигурации и местоположению спойлера.
В ходе разработки пришлось отказаться от трехдверной модификации хэтчбека, потребность в разработке которого возникла только в этом году, и от универсала повышенной вместимости, разработкой которого занимаются конкуренты.
Одним из упущений в ходе дизайн-проекта может считаться безликость моделей и модификаций автомобиля, однообразное решение кузова как на дешевой, так и на дорогой комплектации. В результате автомобили 2110, 21102, 21103 можно различать только по шильду или крышке багажника. Хотя несомненно, что каждая модель "десятого" семейства ориентирована, как принято говорить, на конкретного потребителя.
По итогам салонов и международных выставок можно наблюдать, что у ВАЗа нет концептуальных наработок по семейству, сменяющему "десятое", задела в разработке массового семейного автомобиля.
В большинстве случаев потребителю предложат поиграть в гольф на электромобилях да собрать из конструктора новую модификацию уже известного автомобиля. Очень многое будет зависеть от главного дизайнера Волжского автогиганта, от его умения организовать еще не очень разрушенный коллектив дизайн-центра (большинство дизайнеров "десятого" семейства уже не работают на ВАЗе) в разработке дизайна нового семейства массового семейного автомобиля.
"Семь верст", "Ваз 2110:от идеи до конвейера"