Казалось бы, у этих машин настолько много общего, что десять различий найти между ними будет трудно. С удовлетворением могу теперь сказать, что, думая так, я заблуждался. И очень сильно. Почему меня порадовали найденные различия? Потому, что они наглядно показывают, что вазовские конструкторы не стоят на месте и на базе имеющихся узлов и агрегатов умудряются создавать автомобили с принципиально новыми потребительскими свойствами, хотя и не лишенные недостатков.
Хочу оговориться, что основную часть времени пришлось провести за рулем, и по большей части автомобиля ВАЗ-2120. Именно эта точка зрения и будет преобладать в моем рассказе. Итак, попадая на водительское место "двадцатки", ощущаешь себя за рулем современного автомобиля, в котором родство со старой доброй "Нивой" не угадывается совершенно. Приятная на вид и ощупь панель с "десятой" комбинацией приборов. Удачно подобранные обивки сидений, дверей, потолка. Пара удобных кармашков на дверях. Сделано со вкусом. Чувствуется, что этот автомобиль разработан не двадцать лет назад. О прародителе не дает забыть лишь присутствие рычажков раздаточной коробки и блокировки дифференциала. Но и они имеют более удобные в сравнении с "нивовскими" рукоятки. Мелочь, но приятно. К сожалению, есть и неприятные, а потому особенно досадные мелочи, говорящие, скорее, об отношении к делу тех людей, кто собирал автомобиль. Темная тканевая обивка одной двери закреплена саморезами черного цвета, присутствие которых совершенно незаметно. На другую дверь таких саморезов, по-видимому, не хватило, и светлые оцинкованные головки "шурупов" притягивают к себе взгляд.
Пытаюсь настроить под себя сиденье и с сожалением понимаю, что удобной посадки достичь не удастся. При максимально отодвинутой назад подушке сиденья ноги в коленях приходится сгибать так, что вес тела приходится только на "пятую точку". Чтобы разместить ступни 42-го размера для правильной работы педалями, колени пришлось подогнуть еще сильнее. Если вспомнить уроки физкультуры - это называется "сгруппироваться". Но проблем с посадкой будет тем меньше, чем меньше рост водителя и меньшего размера обувь он носит. Порадовало при этом оставшееся над головой пространство - потолок не нависает.
Осмотр закончен, можно трогаться. Первые впечатления радуют. Мотор сразу же легко и весело тянет этот маленький "автобус", позволяя довольно интенсивно разгоняться, а полный привод позволяет чувствовать себя уверенно даже на укатанных перед светофорами ледяных площадках. К габаритам привыкаешь быстро, а легкое рулевое управление дает ощущение того, что, несмотря на габариты, машина маневренна как в плотном потоке, так и при парковке в тесном дворе. И все же главное, что ей не страшны довольно приличные сугробы в не почищенных от снега дворах. А если еще включить пониженный ряд и блокировку... Но увлекаться не стоит. Если минивэн сядет на днище, вытащить его из сугроба будет ой как не просто. Да и пластиковые бампера напоминают о том, что это все-таки не "Нива".
При длительной поездке по загородному шоссе порадовала возможность практически, не напрягая голоса, разговаривать с сидящим рядом пассажиром и даже слышать громкие шутки, доносящиеся с последнего ряда сидений. Хороша плавность хода, особенно при полной загрузке. Стыки и мелкие ямки не доходят до пассажиров абсолютно, нет и продольной раскачки. Лихие виражи закладывать совершенно не хочется.
В слякотную погоду на удивление долго остается чистым ветровое стекло. Заднее же, напротив, требует частого включения "дворников", хотя особой необходимости смотреть в него нет. Боковые зеркала обеспечивают хорошую видимость.
Если говорить в целом - автомобиль понравился. Эдакий маленький семейный автобус для поездок на дачу или на природу всемером, а на более дальние расстояния - впятером, и при этом в любую погоду. А если при этом водитель небольшого роста, так и вообще все будет хорошо. Кстати, после поездки на пикник пассажиры, сидевшие сзади, выражали свои восторги по поводу того, как там здорово. Замечу, что сидевшие на среднем ряду почему-то молчали. Но все были рады такой большой и дружной компании.
А что же "тридцать первая" "Нива"? Все привычно и понятно. Если не оглядываться назад - все, как в "двести тринадцатой". Добавившиеся длина и вес требуют все-таки большей мощности и крутящего момента мотора, чем способен выдать 1.7-литровый ВАЗ-21213. Это было заметно даже в сравнении с более тяжелой "двадцаткой", на которой стоял более "моментный" 1,8-литровый мотор. В чем нельзя отказать "тридцать первой машине", так это в чувстве уверенности и надежности для водителя, оставшемся ей в наследство от "Нивы". "Двадцатка" заставляет подсознательно вести себя осторожнее, может, это дает о себе знать чувство ответственности за прибавившееся количество пассажиров?
Сергей Удалов, главный редактор газеты "Семь верст".
Владелец ВАЗ-21213, в прошлом автоспортсмен-кольцевик Александр Павлович КОСИЛОВ, наблюдавший за нашим тестом, рассказал следующее:
"У меня сейчас два автомобиля, ВАЗ-2110 и ВАЗ-21213. Гораздо чаще я пользуюсь "Нивой": поездки на охоту, рыбалку, буксировка прицепа с картами (двое моих сыновей занимаются картингом). Правда, машина основательно модернизирована. Установлен двигатель объемом 1,8 литра, газонаполненные амортизаторы, литые колесные диски с импортными шинами. "Тридцать первую" я бы с удовольствием приобрел, но базовая комплектация мне кажется чересчур бедной. В любом случае владелец вынужден будет ее дорабатывать. А "двадцатка" более пригодна для использования в качестве служебного автомобиля".
"У каждой свой характер: Нива и Надежда"