поиск по сайту
поиск по форуму >>>
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Форум Автолада Авто справочник Новости автопрома
Обсуждение

ВАЗ-21113-04 "4X4=04"



В мировом автомобилестроении найдется немало примеров, когда экспериментальные разработки довольно быстро становились массовыми серийными автомобилями. Долгие годы наш автопром шел иным путем, десятилетиями подбираясь к новым моделям. Но, как говорится, наступили "другие времена, другие песни".

Когда группа молодых конструкторов ОАО "АвтоВАЗ" предложила идею доступного автомобиля с улучшенными дорожными характеристиками и повышенной проходимостью для активного отдыха, многие восприняли это как нечто несерьезное. Даже когда автомобиль ВАЗ-21116.04 демонстрировал свои неординарные способности ("Автомобили", Ь 7/2000), раздавался нестройный хор голосов, требовавший прикрыть программу. По мнению оппонентов, все проблемы народного внедорожника должна была решить "Нива" ВАЗ-2123. Кое-кто из руководства Департамента развития ВАЗа даже поплатился должностями, доказывая неразумность такого недальновидного подхода. И здесь в распри и дебаты вмешалась Ее Величество Судьба. Проект ВАЗ-2123 неожиданно стал объектом пристального внимания General Motors. И вся программа выпуска российского джипа (и нынешней "Нивы" — с весьма большой долей вероятности) полностью перешла в сферу интересов создаваемого СП. Получилось, что фактически отечественный автозавод остается без собственного автомобиля для дачников, охотников, селян и просто любителей активного отдыха!

И за несколько дней поисковая работа конструкторского бюро под руководством Вадима Классена переросла в одну из самых перспективных программ. Темпы, которыми сейчас осуществляется этот проект, похоже, пришли к нам из другой жизни. Чуть более полугода назад мы впервые познакомились с "проходимцем" ВАЗ-21116.04. И вот теперь сидим в салоне только что собранного универсала, ставшего родоначальником нового семейства ВАЗ. Прежде чем отправиться на этом автомобиле по городским улицам и дорогам Заволжья, знакомимся с изменениями, внесенными в конструкцию прототипа и ставшими фактически базой для подготовки серийного выпуска новых машин. Пересмотрены основные узлы трансмиссии, передней подвески, конструкция карданного вала. Прежде всего, все эти устройства и агрегаты значительно "полегчали". Так, поворотные кулаки, став алюминиевыми, "сбросили" с себя почти по 2 кг. Алюминий заменил сталь и в карданных валах. Рычаги передней подвески теперь свариваются из тонкостенных стальных гнутых труб, а не штампуются. По такой же технологии сделан подрамник для сборки силового агрегата и переднего моста. Вдвое легче (на 12 кг) стал подрамник заднего моста. Не удивительно, что в результате общий вес автомобиля снизился почти на 50 килограммов.

Готовя машину именно к серийному производству, конструкторы постарались свести к минимуму этапы технологической подготовки и освоения производства. Вся "ходовка" состоит фактически из трех подсборок — силовой агрегат с передним мостом, задний мост и карданные валы с вискомуфтой. К кузову они крепятся через резиновые вибро- и шумоизолирующие опоры. Что еще можно сказать о новой "ноль четвертой"? В процессе доводки трансмиссии и компоновки заднего моста удалось вернуть на место запаску, освободив багажник. И это, как ни странно, при увеличении базы и смещении заднего моста на 50 мм назад. В результате удалось отодвинуть колесные арки и расширить задние сиденья. Но самые большие изменения скрыты под капотом. Для нового семейства разработаны два новых двигателя объемом 1,9 л. От перспективных моторов Opel в интересах скорейшего освоения производства пришлось отказаться. К тому же стоимость автомобиля с вазовским "сердцем" значительно ниже.

Позже, оказавшись за рулем ВАЗ-21113.04, мы смогли убедиться, что потеря 10 "опелевских" л.с. практически не сказалась на динамике автомобиля. Более того, значительно возросла тяговитость двигателя. Новое семейство получило и новое сцепление, которое позволяет полностью реализовывать 160 Нм крутящего момента новых двигателей. Нам пришлось ездить на "ноль четвертом" в самый разгар умопомрачительных мартовских снегопадов. Первое, на что мы обратили внимание, — хорошая маневренность в условиях напряженного городского движения, осложненного снежными заносами. Не трудно было и выбраться с заснеженной стоянки на проезжую часть, перевалив через сугроб, образовавшийся после прохода снегоуборочной машины. Но подлинные чудеса продемонстрировал наш "конь" за городом.

С легкой дрожью в сердце на скорости 60 км/ч мы свернули с накатанной дороги на снежную целину глубиной более полуметра. Однако ничего страшного не произошло. Подняв фонтаны снега, универсал уверенно проложил глубокую колею. Интересно, что ее края были абсолютно ровными — безо всяких признаков рыскания из стороны в сторону, что говорит об отменной устойчивости машины в переходных режимах и при движении по бездорожью. Шедший рядом с нами по накатанной колее контрольный образец повторить наш маневр не рискнул. Видимо, установленная на нем трансмиссия VW для нашего снега оказалась слабоватой. О поведении автомобиля на виражах и при попытке поставить его в занос лучше всего говорят фотографии. Что можно сказать о езде по нечищеным и накатанным российским проселкам? Максимум, который мы позволили себе под неусыпным надзором заводских испытателей, — 120 км/ч. Проблемы при этом были не столько у нас, сколько у соседей по движению. Выражение лиц и реакция водителей, которых без труда обходила обычная внешне "Лада", — тема отдельного разговора.

По результатам испытаний нескольких образцов универсалов 21113.04 с различными типами трансмиссий уже подготовлены образцы седана 2110.04 и хэтчбека 2112.04. Базой для них станут двигатели 21084 (8-клапанный впрыск, 95 л.с./5400 мин-1) и 21124 (16-клапанный впрыск 110 л.с./5600 мин-1). Полным ходом идут работы по подготовке производства вискомуфты собственной конструкции. Собственно, таких конструкций будет несколько, и, по мнению Вадима Классена, со временем возможна их многократная смена в зависимости от предполагаемых скоростных или дорожных условий движения. По его замыслу, можно будет менять трансмиссии в фирменных техцентрах в минимально короткие сроки. Появление семейства, получившего заводской индекс 04, — элемент меняющейся философии АвтоВАЗа. Кроме автомобилей утилитарного назначения, в "ноль четвертое" должны войти заказные конструкции для любителей "экстрима" и спортивные версии хэтчбека 2112.

В ближайшее время закончится формирование еще трех семейств, которые и составят вместе с "04-м" основу производственной программы. Это, во-первых, "Калина". В него войдут уже известные нашим читателям 1118 ("Автомобили", Ь 9/2000) и 1119 ("Автомобили", Ь 11/1999), универсал 1117 (знакомство с ним еще впереди) и многофункциональный 1120. На заводе полным ходом идет подготовка оснастки и технологического оборудования для производства этих автомобилей. Основу видоизменяемого семейства 2110 составит модернизированный вариант "десятки", премьера которой состоится на МИМС"2001. Автомобиль радикально изменился внешне, а модельный ряд двигателей дополнится агрегатами объемом 1,8; 1,9 и 2,0 л собственной разработки (от установки импортных силовых агрегатов решено отказаться). Самое время рассказать о новинках, подготовленных вазовскими двигателистами. Завершаются испытания двухтопливного впрыскного силового агрегата для "десятого" семейства. Кроме традиционного бензина, мотор может работать на сжатом природном газе. В этом случае топливом служит метан, закачанный в 70-литровый баллон под давлением 200 атмосфер. Дозированная подача газа в каждый цилиндр осуществляется отдельной форсункой с электронным управлением. Расход газа — 5,5 м3/100 км. Одной полной заправки хватает на 280 км. Комплекс относится к системам четвертого поколения — ведущие западные фирмы лишь приступают к подобным разработкам.

Сейчас разработан баллон для установки в багажник ВАЗ-2110 и заканчивается проектирование 45-литровой емкости для монтажа в нишу запасного колеса ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112. Важным достоинством нового двигателя является незначительная потеря мощности при переходе с одного вида топлива на другой. Так, если у карбюраторного мотора она достигает 20%, то у новых двигателей с впрыском этот показатель не превышает 7-10%. Еще одно преимущество новинки — чистота выхлопа: все параметры соответствуют нормам Euro II и Euro III. А благодаря применению облегченных металлопластиковых баллонов, узлов и агрегатов российского производства стоимость комплекта не будет превышать 11-12 тыс. руб.

Другая новинка — традиционный бензиновый впрысковый двигатель 2112 с новой системой питания. В багажнике "десятки" установлен малогабаритный электролизер, вырабатывающий кислород и водород. Кислород отводится в атмосферу, а водород направляется в систему питания. Добавки газа в объеме 5-7% не только повышают мощность двигателя, но и коренным образом меняют картину сгорания топливной смеси и все характеристики выхлопных газов. Ведутся работы и по расширению гаммы бензиновых двигателей. Параллельно с форсированием силового агрегата, у которого центровое расстояние составляет 89 мм, разработана серия двигателей с новым 95-миллиметровым блоком. Объем самого маленького из них достигает 2,0 л, но будет доведен до 2,4-2,5 л при увеличении мощности до 150-160 л.с. Леонид Круглов Фото Юрия Бритова Журнал "Автомобили", №4, 2001
01.12.2008 09:24:48
Последние статьи
  02.09.2024 Как водителю снизить стресс, сев за руль после долгого отпуска
  01.08.2024 Больше 70% машин в автопарке России старше 10 лет
  01.07.2024 В центре Москвы трое на БМВ похитили итальянского бизнесмена
  03.06.2024 РоАД ищет справедливости у ФАС
  02.05.2024 Выбор моторного масла для китайцев
Информация

  ИА LadaOnline
  Комплектации
  Обзоры и статьи
  Техника вождения

Автомобили ВАЗ:
- новости
- обзоры
- консультации

Rambler's Top100 Rambler's Top100 TopList     Яндекс цитирования Создание сайта
Служба спасения сайтов
Автомобильный справочник autofaq.ru – это уникальный информационный ресурс, на котором любой автолюбитель сможет найти всё о своём авто: двигатели, трансмиссии, подвески, кузовы, механизмы управления – мы знаем об автомобилях все малейшие тонкости! Новейшие обзоры новых и старых автомобилей в разных ценовых диапазонах, последние новости автомобильной индустрии и сотни полезных статей, посвящённых широкому спектру самых интересных тем: от ухода за автомобилем до установки сигнализаций, от ремонта до тюнинга, и многое-многое другое!